Продолжаем исторический экскурс в вековую историю «Красноярских Столбов» – заповедника с 1925 года, а с 2019 – национального парка.
Уже рассказали вам о четырех директорах нашего природоохранного учреждения: Александре Леопольдовиче Яворском (30 июня 1925–1933), Василии Денисовиче Медведеве (1933–1934), Петре Федоровиче Кожуховском (1934–1940), Владимире Амбаковиче Шарашидзе (1940–1946). Сегодня познакомим сразу с двумя руководителями.
Далее, с 1946 по 1949 год заповедником «Столбы» руководит Петр Васильевич Доброхотов. Он, как и многие из директоров «Красноярских Столбов», был иногородним. Родился в Куйбышеве, учился в Петроградском лесном институте, но из-за гражданской войны и болезни высшее образование получил лишь 1932 году. Занимался научной работой в Дальневосточном филиале Академии наук, преподавал, работал на руководящих должностях.
При нем в заповеднике «Столбы» вновь заработала метеостанция, остановившаяся свою деятельность во время Великой Отечественной войны. Напомним, прежняя метеостанция у скалы Первенец в Центральном районе сгорела в 1942 году. Новую, в 1946 году, решили разместить на территории кордона Нарым. Заведующей была назначена Елена Александровна Крутовская, которая расширила программу фенологических наблюдений, с привлечением работников охраны заповедника.
В том же, 46-м, была выпущена первая Летопись природы – сборник материалов по итогам деятельности сотрудников научного отдела. Первый том объединил данные научно-исследовательской работы за 21 год существования заповедника. С тех пор и по настоящее время Летопись является ежегодным изданием организации.
Наконец, площадь заповедника достигла современных размеров. 11 апреля 1946 года решением Совета Министров СССР № 4799-р и соответствующим решением исполкома Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся (№ 757 от 3-VI-46 г.) территория заповедника расширена до 47 тысяч гектаров. Границы заповедника окончательно вышли на такие естественные рубежи как реки Базаиха, Мана и Большая Слизнева.
Следующую «четырехлетку» – 1949-1953 годы – руководство «Столбами» осуществляет Николай Николаевич Латышев (1909 г.р.).
С отличием окончив Воронежский лесохозяйственный институт, он поступает на работу в качестве научного сотрудника Воронежского заповедника, а с начала войны волею судьбы становится его директором. Но – по материалам сайта Воронежского заповедника:
«1941 –1945 гг. – на фронт мобилизовано почти все мужское население заповедника, в том числе и директор В. А. Булкин, эвакуированы архив и бухгалтерия, в лесном массиве сосредоточены войска Воронежского фронта; на Центральной усадьбе размещены штабы крупных войсковых соединений и прифронтовой военный госпиталь. В такой обстановке научные сотрудники не прекращали свои исследования, которые теперь были ориентированы на нужды фронта. В 1942 – 1943 гг. Воронежский заповедник находился в зоне боевых действий. 7.07.1942 г. директор Латышев Н.Н. издает приказ о ликвидации заповедника и увольнении всех рабочих и служащих. : «...В связи с приближающейся линией фронта и угрозой оккупации объявляю о ликвидации заповедника, приказываю отобрать и упаковать все документы и ценности, ...произвести полный расчет с рабочими с выдачей двухнедельного пособия, ...зав. научной частью Скрябину М.П. организовать на ферме забой одиночных бобров и выпустить самок с молодняком в глухие места водоемов...».
Через несколько дней, в целях остановки начавшегося расхищения имущества заповедника и для поддержания порядка, в лесном массиве оставшиеся работники (М. П. Скрябин, Л. Ф. Коваль, А. А. Анохин, Голиков) восстановили деятельность заповедника».
После поспешной «ликвидации» заповедника Латышев вместе с большей частью не призванного в армию коллектива и эвакуированным имуществом вливается в состав Мордовского заповедника, где вскоре в самом конце 1945 года становится и его директором. Здесь он запомнился тем, что: «регресс Мордовского заповедника, как целостного природного комплекса, как «полного» лесного заповедника, также совпал со временем его руководства» (по материалам сайта Мордовского заповедника).
Мы не знаем, какими путями попал Николай Николаевич Латышев на «Столбы» в 1949 году. Как не знаем и то, какую он сыграл роль в сохранении нашего заповедника в трагических для заповедной системы событиях 1951-го года, когда по стране прокатилась кампания по ликвидации природных заповедников. Тогда, с 29 августа, в СССР перестали существовать 88 заповедников – две трети от числа всех до этого действующих, а из 12,6 миллионов заповедных гектаров осталось лишь 1,384 миллиона.
Но, несмотря на это, наши «Столбы» свой заповедный статус при Латышеве сохранили. Более того именно в 1951 году в заповеднике была выпущена первая партия привезенного из Баргузинского заповедника соболя, что позволило вскоре восстановить утраченную ранее популяцию этого привычного нам сегодняшним обитателя «Красноярских Столбов».
Однако известен Н.Н. Латышев нам и тем, что в течение всего своего директорства он упорно не признавал появившийся на «Столбах» в 1949 году Живой уголок Елены Александровны Крутовской. И она вплоть до 1961 года была вынуждена содержать эту новую достопримечательность заповедника за свой счет и с помощью друзей. Но об этом в следующей нашей статье.
На фото: 1 - П.В. Доброхотов , 2 - Н.Н. Латышев (в нижнем ряду второй слева).