Сегодня, 15 апреля, мировое сообщество отмечает День экологических знаний. Многие десятилетия сотрудники национального парка «Красноярские Столбы» (до 2019 года – заповедника «Столбы») занимаются важной деятельностью по формированию экологического мышления и экологической культуры посетителей.
Ежегодно тысячи детей и взрослых участвуют в мероприятиях нацпарка. Сотрудники отдела экологического просвещения выезжают с занятиями (лекциями, беседами, презентациями, викторинами) в школы и детские сады города Красноярска, проводят масштабные конкурсы. На территории нацпарка проходят экскурсии, квесты, игры-тренинги, экологические школы, семинары, экспедиции и волонтерские акции.
По итогам 2024 года, «Красноярские Столбы» посетили почти 1,2 млн туристов. Гиды нацпарка провели свыше 9 тысяч экскурсий, в визит-центрах побывало более 66 тысяч человек, а услугами проживания воспользовались около 5 тысяч гостей. На территории организовано 65 волонтерских акций, в которых приняли участие более 1,7 тысяч добровольцев.
Об экологическом просвещении на «Красноярских Столбах», его прошлом и настоящем, о важности работы экопросветителя рассказывает сотрудник национального парка, проработавший в учреждении более 40 лет, Игорь Викторович Ковач.
Игорь Ковач, главный специалист национального парка «Красноярские Столбы»:
«Впервые я узнал про «Столбы» в тот день, когда меня, пятилетнего, более взрослые родственники не взяли с собой в дальний поход к загадочным скалам. Мол, своим нытьем все им испорчу. Но о том, что моя судьба все же будет связана с тайгой, я узнал уже через год, подслушав жаркий спор своих дядьев. Один (художник) утверждал, что я непременно стану фотографом, второй (фотограф) возражал: «Нет, посмотри на него! Лесником будет!»
Что такое «лесник», я тогда не знал, и даже в своем отражении в зеркале загадочных «лесниковских» признаков не обнаружил.
А в шестом классе к нам в школу заглянули представили Бюро международного молодежного туризма «Спутник», что был при крайкоме комсомола, и пригласили желающих поработать на каникулах в качестве групповодов. Так я и стал «сопровождать» мальчишек и девчонок со всего Советского Союза, приехавших в Красноярск по программе, которая называлась вполне в духе того времени – «По Ленинским местам».
Сначала мы лишь водили гостей от места проживания к столовой и далее по программе: музеи, цирк, кино, но туры на Красноярскую ГЭС, в Дивногорск и на «Столбы» проводили уже профессиональные экскурсоводы. И именно благодаря этому я познакомился с удивительным красноярским краеведом Нелей Ефимовной Лалетиной. Которая своими знаниями и любовью к Красноярску, своим отношением к профессии стала для меня учителем и примером на многие годы.
Вскоре мне доверили водить экскурсии самостоятельно, чем я до сих пор занимаюсь, несмотря на то, что, работая в одной и той же организации, сменил несколько разных заповедных профессий.
Хождение на «Столбы» вскоре стало для меня привычкой, если не больше, и я уходил к скалам в каникулы, на выходные, после школы, иногда (низкий поклон учителям за их терпение) вместо школы….
Сначала я ночевал в заповеднике прямо на скалах, которые днем с упоением штурмовал. Потом, сдружившись со столбистами, людьми, для которых «Столбы» давно стали образом и смыслом жизни, стал ходить в их столбистскую избушку.
Наша компания была территориально близка к Живому уголку заповедника, а душою к ее создательнице – Елене Александровне Крутовской. Эта удивительная женщина принимала попавших в беду животных и звериных детенышей-сирот.Кого можно было, она выпускала обратно в тайгу. Тех же, у кого выжить на воле шансов уже не было (или они, привыкнув к человеку, уходить отказывались), она оставляла на пожизненное пребывание в своем «Приюте доброго доктора Айболита».
Надо заметить, что «лечила» Крутовская не только братьев наших меньших, но сердца и души многих посетителей «Столбов», которые в те годы обязательно заглядывали в Живой уголок. «Лечила» примером своего отношения к зверюшкам и пичужкам, а, если приходилось, и тонкой иронией к тем, у кого вдруг проявлялось нечто нетерпимое и агрессивное. Уже в наше время многие признают, что именно Елена Александровна была одним из основателей эколого-просветительской деятельности в системе заповедников и национальных парков еще со времен СССР.
Но вернемся в далекий 1983 год. Мое окончание школы совпало с увольнением из Уголка хозяйки нашей «избушки», являвшейся по совместительству служебным жильем заповедника. «Совет избы» торжественно постановил, что я, как самый свободный, должен устроиться в Уголок и, соответственно, возглавить столбистскую компанию, некоторые члены которой были в несколько раз меня старше и образованней. Сопротивляться я не стал и в течение нескольких месяцев, до призыва в армию, отработал в Приюте. Помогал чистить вольеры, кормить зверей и птиц, заготавливать корма и дрова на зиму.
После армии я не мог не вернуться на «Столбы», но Елена Александровна уже покинула этот мир, и я в 1990 году перевелся в государственную инспекцию охраны территории заповедника, возглавив самое беспокойное его лесничество – Столбинское.
Времена были непростые, и отношение у многих людей к природе соответствующее – потребительски-безразличное. Вроде и восхитятся дежурно красотой пейзажа, но тут же переходят к прагматично-шашлычной программе, после которой от былой красоты начинает веять очередной свалкой. Мы патрулировали, дежурили, задерживали. Составляли сотни протоколов… Нашими «оппонентами» были разные люди. «Потерявшиеся в жизни» – для них часто становилось открытием, насколько их беспечность губительна для природы. Но были и те, что «всплыли на поверхность» вместе с «пеной эпохи»: бизнесмены всех калибров и мастей, в том числе с криминальным оттенком, самодеятельные «политики» и реальные «медийные лица» – с этими было намного сложнее.
Надо заметить, что и на этом поприще мне лично было важно не столько «задержать нарушителя и обеспечить наказание», сколько донести до его сознания, насколько болезненна для природы его беспечность, и тем более злонамеренность. И, возможно, поэтому некоторые бывшие нарушители стали моими друзьями, более того – трое пришли работать в госинспекцию заповедника.
А я, работая уже в отделе экологического просвещения, рад, что на протяжении последних 15-ти лет, почти полностью могу отдать себя тому делу, с которого когда-то начинал: влюбляю людей в «край причудливых скал», рассказываю им о ранимости тайги «Столбов» перед нашими вроде «безобидными», но пагубными массовостью «шалостями».
Я уверен, что именно благодаря экологическому просвещению, которое в нашем теперь уже национальном парке, расположенном в непосредственной близости от миллионного города, является основной, приоритетной задачей, природа «Красноярских Столбов» не только не деградирует под натиском антропогенного воздействия, но, наоборот, восстанавливается, залечивая свои былые раны.
Конечно, шестнадцать наших госинспекторов по-прежнему выполняют свои уставные задачи – природу ОХРАНЯЮТ. Но гораздо важнее то, что более миллиона посетителей в год все чаще и чаще приходят к нам с пониманием, что именно они, все вместе и каждый по отдельности, должны эту нашу Природу СОХРАНЯТЬ!
Огромной поддержкой для развития «Красноярских Столбы» стал национальный проект «Экология».Именно в ходе выполнения одной из приобретенных его задач – «Сохранение биологического разнообразия» – реализовалось то, о чем сто лет назад мечтал первый, во многом легендарный директор тогда еще заповедника Александр Леопольдович Яворский. «Красноярские Столбы» неузнаваемо преобразились, приблизившись к лучшим мировым стандартам.
Культовые природные локации национально парка стали более доступными не только для молодых и энергичных, но и для детей, пожилых людей, маломобильных посетителей. Благодаря множеству обустроенных экологических троп, в том числе настильных, сети сервисных центров, пунктов МЧС, посещение национального парка стало комфортным и безопасным.
Появилась возможность провести на «Столбах» несколько дней, проживая почти у самого подножия легендарных скал в гостевых домиках, номерах небольшой гостиницы или более бюджетно – на территории оборудованного всем необходимым палаточного городка научно-познавательного комплекса «Нарым».
Кому-то может показаться, что такое увеличение потока посетителей за последние 15 лет – с 300 000 до более чем 1 000 000 человек в год – не повод для гордости. Но благодаря тому, что в национальном парке успешно реализован принцип приоритетного рекреационного обустройства на ранее нарушенных участках (вдоль дорог, на кордонах, на рекультивированной территории бывшего Гранитного карьера), подавляющее большинство наших гостей невольно удерживается на этих облагороженных, удобных для отдыха участках. Нагрузка же на глубинные территории при этом закономерно снижается.
Важно и то, что инфраструктурное развитие послужило мощнейшим стимулом совершенствования эколого-просветительской деятельности национального парка. И кто знает, быть может, благодаря и нашим экозанятиям, экологическим школам и экспедициям, детским исследовательским конференциям и творческим конкурсам, наши посетители не только сами не допускают нарушений, не мусорят, не жгут костров, не вредят растительности и животным, но и многие из них не позволяют нарушать другим, еще не просвещенным.Не просто гуляют и любуются природой, но и собирают чей-то вывалившейся из кармана мусор, тушат ставшие редчайшими костры, пресекают попытки пройти на территорию с собаками. Относятся к национальному парку как к лично своему, бесконечно дорогому, любимому месту: для прогулок, занятия скалолазанием, общения с друзьями и дикими животными, любования природой».
Для справки:
В национальном парке «Красноярские Столбы», при поддержке нацпроекта «Экология», эстафету которого в этом году подхватил новый нацпроект «Экологическое благополучие», созданы несколько инфраструктурных объектов и туристических маршрутов. Например, научно-познавательный центр «Нарым», который открыли в 2021 году по нацпроекту, оснащен современными интерактивными локациями, информационными стендами и лабораторным оборудованием, а также инклюзивной комнатой для проживания маломобильных посетителей. На Центральном входе (кордон Лалетино), в рамках проекта «Сохранение природного биоразнообразия и развитие экологического туризма» нацпроекта «Экология», в 2022 появился модульный теплый туалет. А в 2024 на Восточном входе на основе имеющейся тропиночной сети создан кольцевой маршрут «Легенды Такмака». Экомаршрут протяженностью 6 км объединяет знаковые скалы нацпарка (Китайская стенка, Сторожевой, Бородок, Ермак) и два радиальных маршрута («Путешествие к Китайской стенке», «Навстречу Ермаку»).