Так уж сложилось, что почти все последние наши новости, так или иначе, касаются темы закрытия заповедника. И действительно, все остальные текущие дела немного отошли, поблекли, растворились в тревожной дымке от сотен дальних и ближних пожаров, затянувших наш заповедник. А ведь в этой дымке уже есть след от двух смертоносных ожогов, оставшихся на карте «Столбов» в этом году.
Своим привычкам изменять трудно. И мы понимаем тех красноярцев, которые в последние дни буквально оборвали телефоны заповедника. И всех их волнует один и тот же вопрос «Когда будет можно…»?
Большинство посетителей с пониманием воспринимают информацию о вынужденном продлении запрета, другие – негодуют. Особенно раздражает людей то, что они видят – «жизнь и движение» в туристическом районе на самом-то деле не прекратились. Ездят машины. Редко-редко, но идут люди…. Отвечаем:
1. Запрет на нахождение касается, прежде всего, неорганизованного, массового посещения «Столбов». Посещения, которое невозможно проконтролировать и в результате которого, к сожалению, чисто статистически, возникает большинство негативных последствий. Кроме того, повторимся, очередное продление запрета инициировали вышестоящие организации Управление МЧС по России КК и Региональное управление Росприроднадзора.
2. На территории заповедника не прекращаются работы и мероприятия связанные с развитием и текущим содержанием инфраструктуры. Уборка мусора и обустройство объектов в рамках Программы развития познавательного туризма. Эти работы осуществляются в плановом порядке и выполняются людьми прошедшими соответствующий противопожарный инструктаж.
3. Продолжаются научно-исследовательские и мониторинговые работы по плану научного отдела. Все группы сопровождаются ответственными за пожарную безопасность сотрудниками заповедника.
4. Эколого-просветительский отдел продолжает выполнять возникшие еще до осложнения пожарной обстановки обязательства по проведению познавательных экскурсий и мероприятий. Также, в исключительных случаях, разрешаются мероприятия, проведение которых в иные сроки невозможно. Ответственность за пожарную безопасность и в этих случаях возлагается на сотрудников заповедника.
5. По территории ТЭРа перемещаются мобильные и пешие группы инспекции и сотрудников полиции ответственные за исполнение решения о запрете посещения.
6. Перемещаются и редкие посетители, проигнорировавшие установленные ограничения и, видимо, всецело взявшие на себя ответственность за данное нарушение и готовые в случае задержания понести соответствующее взыскание.
Стоит отметить что пока, в основном, инспекция и полиция ограничивается устным предупреждением и просьбой немедленно прокинуть территорию заповедника.
Так давайте же с пониманием и терпением отнесемся к ограничениям, вызванным сложнейшей пожароопасной ситуацией сложившейся не только в заповеднике, но и во всей Сибири. И тогда, после первых же долгожданных дождей, мы вновь придем на «Столбы» не изуродованные пламенем. Ведь даже Скалы будут мертвы без живого ожерелья тайги.
Вячеслав Щербаков, директор заповедника
Ирина Смирнова, заместитель директора по охране
Игорь Ковач, инженер по ТБ и ОТ