Возможно, не все знают, что заповедник, как организация, держится на «трех китах». Один – это, естественно, охрана территории. Ну, куда же без госинспекторов. Ведь не у всех посетителей срабатывает чувство самоограничения, позволяющее им же, раз за разом, приходить на все такие же прекрасные «Столбы».
Другой «кит» не менее важен. Просвещение. Если усилия охраны, в основном, нацелены на отдельных нерадивых индивидуумов (ну, еще общая психологическая «профилактика»), то деятельность сотрудников эколого-просветительского отдела направлена на коррекцию, а то и формирование природоохранного мировоззрения как «народных масс» в целом, так и отдельных ее социальных групп.
А вот деятельность третьей несущей силы заповедника кажется малопонятной и даже, для кого-то, малозначимой. Так чем же занимаются сотрудники таинственного научного отдела, часами согнувшись в три погибели, перебирающие травинки-былинки где-нибудь на не самом живописном склоне или наматывающие десятки километров отнюдь не ради того, чтобы покорить очередную скалу?
Об этом мы и расспросили одного из старейших работников заповедника (она же – старший научный сотрудник, кандидат наук) Елену Борисовну Андрееву.
И.К. Скажите, насколько справедливо мнение, что наука в заповедниках - это некий атавизм советского периода, который, благодаря неприхотливости научников, их способности маскироваться на территории летом и сидеть тихо-тихо в своих кабинетах зимой, еще не подвергся изгнанию из системы. Изгнанию под натиском новых концепций, периодических оптимизаций и современных понятий о целесообразности?
Е.А. Для людей, не желающих знать прошлое, видеть будущее и понимать причины, его определяющие, это так. Благодаря таким людям мы и слышим о близком конце света. Их стараниями, возможно, он и наступит…..
И.К. История научных исследований в заповеднике, ее основные «вехи»?
Е.А. История научных исследований на этой территории началась задолго до образования заповедника. Например, в 1842 году район Столбинского нагорья посетил геолог П.А.Чихачев, изложивший свои наблюдения в книге «Научное путешествие по Алтаю и странам, сопредельным с китайской границей». На переломе 19-20-го веков краеведы-любители Я.П. Прейн, К.А. Прейн, М.Г.Юдин, В.М. Крутовский, А.Я.Тугаринов, А.П.Ермолаев, А.Л.Яворский собирали коллекции представителей флоры и фауны, ныне представляющие огромную научную ценность.
В 1925 году (в первый же год создания заповедника) на «Столбах» начинает работу метеостанция, данные которой положили начало многолетним рядам наблюдений температуры, осадков и других показателей. Это позволяет нам следить за изменениями климата и определять, как же эти изменения влияют на природу. Мало какой из заповедников может похвастать таким богатством!
В 30-40 годы ХХ века стараниями В.И. Верещагина, Е.А. Крутовской, Т.Н. Буториной составлены списки высших растений, животных и птиц, создана карта растительности, ведутся фенологические исследования (изучение сезонных ритмов жизни тайги), которые осуществляются нами и по сей день.
В 50-е годы того же периода в заповеднике работали такие известные исследователи, как зоологи Г.Д. Дулькейт, В.И. Козлов, Ю.И. Запекина-Дулькейт, лесовод М.Н. Ширская, разработавшая методику облесения гарей и вырубок кедром.
Почвенные исследования впервые проведены в 1954-56 годах М.И.Орловой и С.А.Коляго, однако в настоящее время эти данные требуют критического осмысления, необходимо проведение новых работ по этой теме.
Начиная с 60-х годов «инвентаризационный» этап познания сменился «динамическим»: если сначала устанавливались факты наличия объектов, то теперь выявляется, как они связаны между собой, изучаются процессы во времени и пространстве, то есть ведутся экосистемные исследования.
И.К. Есть ли в заповеднике «белые пятна»?
Е.А. Совсем "белых", уже, пожалуй, и нет. Однако до сих пор мы находим новые виды растений на, казалось бы, уже хоженых-перехоженных местах. Но есть на «Столбах» места, которые нам очень хочется оставить «белыми»… для посетителей. Это уникальные участки с реликтовой (еще дотаежной) липой, пещеры, в которые не ступала нога туриста..
И.К. Какие направления научных исследований сегодня актуальны для условий «Столбов»?
Е.А. На мой взгляд, их два: исследования изменений климата и влияния их на природные комплексы и антропогенные воздействия – техногенные загрязнения и рекреационные нагрузки.
И.К. Удается ли вам, несмотря на уже состоявшуюся «изученность» территории, делать свои маленькие, но яркие, или пусть и скучные для публики, но важные для человечества открытия?
Е.А. Сами по себе вряд ли наши исследования заслуживают Нобелевской премии, но они, возможно, станут отправной точкой для кого-то, послужат основой великих открытий.
Например, в этом году по долине Лалетиной вдоль дороги можно было наблюдать необычное явление – черемуху с розовыми цветками. Упоминаний о подобном ни в архивах, ни в рассказах мы не встречали. Обнаруженные нами экземпляры были не новой порослью, а достаточно старыми кустами, причем на одном присутствовали, наряду с розовыми, и белые цветы. Учитывая то, что, по современным представлениям, у нас водится только один вид, можно предположить, что эта нетипичная окраска вызвана необычными экологическими условиями.
И.К. «Программа развития познавательного туризма на 2011-2013 годы» и наука, нашли ли они друг друга?
Е.А. А как вы представляете ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ туризм без научных знаний?!
И.К. Спасибо! А теперь небольшой блиц-опрос.
Ваше любимое место на «Столбах»?
Барьеры
Что бы Вы хотели пожелать:
- себе
Оптимизма
- посетителям
Уважения к самим себе, другим людям и природе.
- тем, кто хронически мечтает посетить «Столбы»
Посетить "Столбы"
- тем, от кого «Столбы» хронически болеют
Просветления. У А.Кушнера есть, на мой взгляд, прекрасные строки:
Глупец там глупостью ошеломлен своей
И на дела свои, томясь, глядит в испуге.
- своему любимому месту
Пусть остается таким же!
Беседу вел Игорь Ковач,
главный специалист отдела экологического просвещения.