Участники совещания «Организация научных исследований и экологического мониторинга в государственных природных заповедниках и национальных парках России» разработали индивидуальные программы для дальневосточного национального парка «Земля леопарда» и степного Оренбургского заповедника. В ближайшее время этот опыт будет распространен на все федеральные особо охраняемые природные территории (ООПТ) России.
Реализация программы позволит получить комплексные данные о состоянии популяций диких животных и местах их обитания в масштабах заповедников и национальных парков всей России.
Осуществление экологического мониторинга – одна из важнейших задач заповедников и национальных парков. «До недавнего времени научные сотрудники работали по программам, разработанным еще в 70-х годах, которые не отвечают современным реалиям. Сегодня в нашем арсенале совершенно новые, высокотехнологичные инструменты – спутниковый мониторинг, беспилотная авиация, фото- и видеорегистраторы, генетический анализ, геоинформационные системы. Новая программа подразумевает широкое их использование», - сказал Александр Ручин, доктор биологических наук, директор Мордовского заповедника, руководитель Рабочей группы Экспертного совета Минприроды России по особо охраняемым природным территориям.
Новая программа не ограничивается наблюдениями за животными – исследования будут комплексными, включающими мониторинг состояния других компонентов экосистем. Особое внимание будет уделено влиянию изменения климата на природные комплексы. Интерес к результатам научных исследований на отечественных ООПТ проявляет и международное сообщество: российские данные важны для изучения и сохранения трансграничных ресурсов – поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, биоразнообразия морей, мигрирующих видов животных.
В заповедниках и национальных парках России ученые реализуют многочисленные проекты, в том числе по возвращению зубра в дикую природу, мониторингу популяции белых медведей в условиях таянья льдов, спутниковому мечению серых китов на путях миграции, сохранению дальневосточного леопарда, снежного барса, амурского тигра, восстановлению популяции переднеазиатского леопарда.
Дополнительная информация:
Сегодня в заповедниках и национальных парках России работают 758 штатных научных сотрудников, 426 из них кандидаты, а 51 - доктора наук. Ежегодно публикуется около 100 монографий, более 4000 научных статей в российских и зарубежных научных журналах и сборниках.
Александра Филаткина, замдиректора по развитию Кроноцкого заповедника
.
К заповедным вершинам
Собрались из порталов и весей
у подножья высоких «Столбов»,
то ль народ здесь особенно весел,
то ли климат не слишком суров!
Слово странное – «биотехния»
не ново в заповедных местах.
Велика в поколеньях Россия –
И мы любим ее не за страх.
В бытность камни когда-то ломали,
что-то строили наперекос.
Но росли, постепенно мужали,
тот больной, обсуждая вопрос.
Время шло, уносились легенды,
мы с пожарами бились порой.
Лишь «Столбы» - наши камни нетленны,
да и что с ней случится, с Горой?!
Мы живем в мире проб и ошибок,
их последствий с годами не счесть.
Но хребет наш по-прежнему гибок,
да и силы пока еще есть.
Катаклизмы в Природе не редки,
вдруг закружат большие снега,
ни пешком не пройти, ни с танкеткой,
ураганом закрыта Тайга.
Мы зверье вывозили, спасали,
от мороза, высоких снегов,
чтоб, спасенные, деток рожали,
это было понятно без слов!
И теперь еще бродим в потемках,
сквозь преграды увидевши Свет,
но несем в опустевших котомках
на загадки достойный Ответ!
Он рождался в суровых невзгодах,
как частичка Любви, Бытия,
и любимая с детства Природа
становилась не чья-то – Моя!
Да, загадок хватает и ныне,
как обратные связи найти?
К Заповедным Заветным Вершинам,
не сломаться, не дрогнуть в Пути!
20.11.13 г. Анатолий Зырянов