Сегодня, после тяжелой, жестокой болезни ушла из жизни Нина Григорьевна Манькова. Многие годы, бок о бок, она проработала с Еленой Александровной Крутовской, став для нее незаменимым помощником и приемником. Всю свою жизнь Нина Григорьевна посвятила тем, кому нужна была помощь ее доброго сердца!
В «Живой уголок» ее привела мама, в 1975 году, после окончания 10 класса. Не удалось поступить в ВУЗ, и до следующей попытки, решили поработать у Крутовской. Еще бы – ведь это не только «зоологический опыт». Нина целый год могла общаться со зверюшками, которых она всегда обожала! Кормить, чистить, выхаживать их. Залечивать ранки попавших в беду лесных обитателей и, если это только возможно, выпускать окрепших на волю!
Ниночка быстро развеяла скепсис работников Уголка. Ее стремление жить на Столбах и работать с животными оказалось не просто романтическим порывом чувствительной, но незрелой души. Порывом, который приводил к Елене Александровне многих восторженных мечтателей и который чаще всего угасал, задуваемый реалиями тяжелого труда и неустроенного быта в заповеднике.
Доброжелательная, общительная, готовая помочь любому. Иногда она была последней, кто готов был поддержать человека. Люди ее окружали разные, но она всегда оставалась собой.
Друзей у Нины всегда было много и в тоже время, как человек, как женщина, она долгое время была одинока. Ее любили многие молодые люди, но боготворя ее, не все могли позволить себе проявить свои чувства. А она же, упиваясь любимой работой и общением, была свободна и счастлива. Счастлива, пока осенью 1984 года не ушла, навсегда, Елена Александровна Крутовская.
Неимоверная ответственность за питомцев осиротевшего, казалось навсегда, «Приюта Доктора Айболита», взвалившаяся на плечи Нины, не смогла сломить ее
Вряд ли Нина смогла выдержать все это без поддержки друзей, которые еще более сплотились вокруг нее, как впрочем, и без помощи совершенно незнакомых ей людей. Ведь именно моральная, а зачастую и материальная поддержка Красноярцев позволяла, как и прежде кормить и лечить зверей и птиц, которых нельзя было просто так, без риска неминуемой гибели, выпустить на волю.
Но годы тяжелого труда, без единого отпуска и почти без выходных, сделали свое неизбежное дело. В начале 90-х здоровье Ниночки пошатнулось настолько, что самые близкие ее друзья стали уговаривать ее найти приемника, чтобы хотя бы частично снять с себя тяжкое бремя.
И она ушла из Уголка, когда появился, наконец, рядом с ней мужчина, и когда определилась судьба ее питомцев из Живого уголка – в Красноярске стал реализовываться проект создания Зоопарка.
Она ушла из заповедника…. Оставив то, что всегда было ее Жизнью и не давало ей жить так, как живет большинство из нас. В городе в благоустроенной квартире, рядом с магазинами, театрами и… аптеками.
И многие годы можно было встретить ее торопящуюся по участку к кому-то, кому она должна помочь, пока еще хватает сил и собственного здоровья и пока бьется ее доброе светлое Сердце.
«Привет! Как дела? Все хорошо….» До Свидания Нина!
Нина Григорьевна Манькова. Светлая память!
Игорь Ковач