15 января в России отмечается Всероссийский день зимующих птиц. Этот праздник официально отмечается с 2003 года, а зародился он благодаря русскому писателю-фронтовику Евгению Носову. Тот, вдохновившись стихотворением Александра Яшина «Покормите птиц зимой…», начал вывешивать каждую осень кормушки в родном городе. Мало того, Евгений Иванович начал привлекать к подкормке птиц жителей своего города.
Сама традиция подкормки птиц появилась на Руси очень давно. Еще в 1884 году профессор зоологии императорского Санкт-Петербургского университета М.Н. Богданов выпустил детскую книжку «Мирские захребетники». Захребетниками на Руси издавна в насмешку называли ленивых, убогих, нищих, словом – всех тех, кто жует чужой хлеб и вообще живет за чужой спиной.
Птиц, которых подкармливают сердобольные граждане, условно можно назвать таким устаревшим и забытым термином. Ведь не все из них нуждаются в нашей поддержке зимой, хотя многие, действительно, перебираются ближе к человеческому жилью. Но, в любом случае, наблюдать за пернатыми, помогая им кормом или выступая в роли стороннего наблюдателя, – всегда интересно и занимательно.
Если вы думаете, что улетевшие на юг птицы оголили красками наш сибирский лес, то ошибаетесь. Птицы, как неотъемлемый составной элемент сказочного пейзажа зимнего леса, да еще и распушившиеся от мороза, выглядят очень нарядно. Надо отметить, что в сильные морозы многие птахи стремятся к идеальной форме шара, в котором прячут свои голые лапки. Значительная часть зимующих у нас птиц имеет яркую расцветку, и в этом легко убедиться. Правда для того, чтобы их лучше рассмотреть, придется вооружиться биноклем.
Добывать корм в зимний период птицам сложнее, поэтому и не сидят они на месте, а совершают свои так называемые трофические перекочевки. А значит, у наблюдателя есть реальная возможность увидеть не только вездесущих и привычных глазу больших синиц, пухляков и поползней, но и ярких снегирей, клестов, урагусов, щуров, щеглов, чечеток и прочую «воробьиную братию». Ну, а если повезет, то и с хищниками можно «пересечься».
Всего на территории национального парка «Красноярские Столбы» обитают 227 видов птиц. Из них около 60 видов остаются у нас зимовать. Таких как зимняк, полярная сова, чечетка, свиристель можно увидеть на Столбах только в осенне-зимний период. А клест, обитающий в нацпарке круглогодично, способен в январские морозы еще и вывести птенцов – исключительная редкость для пернатых.
А чтобы вы не ломали голову при встрече с «аборигенами», кто из них кто, проведем небольшой инструктаж. Для «опознания» можем предложить воспользоваться нашей фотогалереей.
Традиционно с зимой ассоциируется прежде всего снегирь. И хотя снегирь для наших широт – птица оседлая, его появление горожане однозначно связывают с приходом настоящей зимы. Само название «снегирь» пошло из средней полосы России, где этих птиц ждали именно к первому снегу. На территории «Красноярских Столбов» этот вид встречается круглогодично, просто летом пернатые очень осторожны. По этой причине их гнезда обнаружить сложно. Зимой же снегири держатся хорошо заметными стайками, так им не только проще добывать еду, но и, вполне возможно, веселее переживать морозы.
Найти их достаточно легко, ориентируясь на короткую, тихую, грустную позывку «фю», «фить», «пюить». Питаются эти красавцы исключительно семенами различных растений, обклевывают почки, бутоны, завязи, причем, в любое время года. Ими же выкармливают птенцов, что нетипично для мелких воробьиных птиц, обычно переключающихся летом на насекомых. Снегирь не является строгим вегетарианцем, но насекомых поедает лишь попутно. В зимнее время их мощный клюв помогает добраться практически до любых семян, «разгрызая» крылатки и коробочки. Ягодную мякоть снегирь не ест, а лишь перемолачивает ее, добывая более калорийные семена из боярки, яблок-дичков и других плодов. Поэтому после отобедавших снегирей под ранетками всегда «намусорено», снег усыпан растерзанной мякотью. Зимой, если корма достаточно, эти птицы держатся на одном месте почти до весны, забывая о характерных для этого вида кочевках. Хотите проверить, соорудите кормушку. И птицам поможете, и глаз порадуете.
Аналогично себя ведет и серый снегирь, оперение которого – жемчужно-серое, без всякого намека на розовые тона. Самочки же этих двух видов почти неотличимы. Необходимо заметить, что серые снегири у нас встречаются значительно реже, этот вид занесен в приложение Красной книги Красноярского края как редкий и нуждается в дополнительной охране.
Еще одна красивая, но менее известная птица с аналогичной манерой поведения – щур. В летнее время щуры молчаливы и малозаметны. Их голос напоминает звук флейты, но услышать его сложно, поскольку птицы, как правило, держатся высоко в кронах деревьев. Но из каждого правила бывают исключения, и нынешняя зима тому доказательство. Дело в том, что время от времени (примерно раз в 4-6 лет) щуры массово перемещаются по нетрадиционным для этого вида местам, летят они и в города, и тогда этих птиц можно услышать и рассмотреть практически вплотную. Самцы – карминно-красные, ведь свое название щуры, скорее всего, получили из-за яркой окраски. «Щирь» в старорусском языке означает «краснота». Самочки разительно отличаются от самцов горчичной окраской перьев, но по телосложению такие же плотно сбитые. Летом щуры кормятся беспозвоночными, но зимой питаются исключительно семенами хвойных, в том числе кедровыми орешками, постоянно кочуя небольшими группами.
Урагус, или длиннохвостый снегирь, или длиннохвостая чечевица – как по внешнему виду, так и по количеству названий он просто чемпион. Одно остается неизменным, в его имени обязательно обыгрывается его супердлинный хвост. В переводе с латинского Uragus – двигающий хвостом. Урагусы в зимнее время путешествуют по открытым пространствам, передвигаясь по берегам рек, обочинам дорог, поросших бурьяном, питаясь, в основном, семенами высохшего и потому золотистого высокотравья, ловко балансируя на тонких веточках или собирая осыпавшееся с земли. Птички эти «малообщительные», весной поют мало, но «отрываются» иногда в токовом полете. Песня, хоть и недлинная, но весьма приятная, в виде журчащих свистящих трелей. Зимой перекликаются короткими пересвистами, а перелетая, издают крыльями достаточно громкие для таких крошек звуки «фррр, фррррр…». Урагусы – мелкие птахи, мельче воробья. Большие стаи образуют редко, чаще их можно встретить парами или небольшими группами.
Щегол. На территории нацпарка обитают два вида этих птиц: черноголовый (обыкновенный) и седоголовый. Особенной яркостью, красочностью и многоцветностью может похвастаться щегол черноголовый. Видовое название пошло от щегольской, франтовой внешности. У взрослых птиц все яркое, вплоть до последнего перышка, что невозможно не заметить даже в полете. Размер – примерно с воробья, вес до 20 г, самцы практически неотличимы от своих подруг. Морозов эти небольшие птички не боятся совершенно, держатся дружно, перекликаясь приятными голосами «пить-попить». Излюбленная пища щеглов: семена лопуха, которые они ловко достают из сухих колючих репьев. Едят и семена чертополоха, лебеды, крапивы, летом – почки, завязи, бутоны. Если вспугнуть стайку щеглов, они разноцветным облачком улетают, но вскоре возвращаются обратно к любимому репейнику, и продолжают прерванный обед. Для того, чтобы поближе рассмотреть такого щеголя, нужно немного терпения, а запись песенки его собратьев на телефоне может оказаться наилучшей приманкой. Только увлекаться этим не стоит, чтобы не дезориентировать птиц и дать им спокойно завершить трапезу.
Белая лазоревка, или князек – безупречно-белая птичка, хороша в любое время, ярко выделяется как на фоне зеленой листвы, так и на фоне сугробов. Ее базовый гардероб актуален в любое время года. По размеру эта пташка меньше большой синицы, ее вес не больше 16 г. Летом излюбленный корм князька – это насекомые, от которых птичка не отказывается и зимой, разыскивая их, раздалбливая полые стебли тростника и зонтичных растений. Хотя, если кормится в том же высокотравье, то не отказывается и от семян.
Кукша. На первый взгляд, этот типичный (хотя и ставший редким на Столбах и в окрестностях Красноярска) обитатель тайги имеет вид весьма скромный. Но при более близком знакомстве, это еще те веселые чудаки и безобразники. Полностью раскрывается эта птица в полете – огнем вспыхивает ярко-рыжий хвост. Но более примечательна она своим аппетитом – весьма нетребовательная за столом птичка, летом питается насекомыми, в осеннее время – семенами и ягодами, а уж в зимнее время совершенно безвозмездно оказывает помощь населению в утилизации просроченных продуктов. Ну и, конечно, если встретится падаль, тут уж удержаться просто невозможно. Зимой ее можно встретить вблизи человеческого жилья, где этот «таежник» весьма резво обследует помойки, ведь помимо «птичьего» аппетита, который, строго говоря, правильнее было называть «волчьим», птица достаточно крупная (немногим мельче голубя) и очень любознательная. Именно поэтому кукшу недолюбливают охотники. Из любопытства и голода эти птицы так и норовят выкрасть и съесть приманку из капканов. Хотя у кукш есть и поклонники – жители Оймяконской котловины с большим уважением относятся к этим птицам, изрядно оживляющим местный ландшафт. Ведь мороз -70̊ С дано пережить не всем. У умных птиц есть свои лайфхаки: ночуют они, зарываясь в снег, а от ветра прячутся в беличье гайно. На счастье, местных кукш таких экстремальных температур на Столбах не бывает.
Свиристели. Увидеть этих птиц в наших краях можно лишь в зимнее время, поскольку гнездятся они несколько севернее, где и кормятся только насекомыми. Появляясь в октябре-ноябре, очаровательные птички уже убежденные вегетарианцы и питаются исключительно рябиной и другими плодами. Заметить их тем проще, чем большей стаей они собираются. Голос каждой птицы – нежное «свирри-свирри-свирри» – при большой численности стаи лишь набирает громкость, но для слуха остается таким же приятным. Едва проснувшись поутру, птицы начинают «свиристеть», как бы обсуждая прошедшие события и строя планы на день грядущий. На местах отдыха и кормежки они ведут себя очень оживленно, что объясняется жизненной необходимостью постоянного зрительного и акустического контакта между особями одной группы (стаи). В одиночку свиристели не выживают ни в природе, ни в неволе.
Серый сорокопут. Обычно хищников видно издалека – они вызывают повышенное внимание у скандальных ворон и сорок, вслед за которыми к общему моббингу подключаются даже воробьиные. Хищников, как дневных, так и ночных, в птичьем царстве страшно не любят и дружно «выступают» против их присутствия. Но есть исключение – это серый сорокопут, который обычно откочевывает на зимовку на юг Европы, в Приморье или на Кавказ. Но при благоприятных климатических условиях, у нас в Сибири остаются на зимовку птицы, гнездящиеся, по-видимому, несколько севернее. Несмотря на сильный клюв с крючком на конце, ясно указывающий на род занятий, даже вблизи сорокопут напоминает серого снегиря, невесть почему отколовшегося от своей стайки. Но повадки у него, особенно в зимнее время, как у настоящего разбойника. Если в летнее время птица с большим удовольствием питается крупными насекомыми, то зимой переходит исключительно на теплокровных. Как и прочие сорокопуты, складирует свои жертвы, нанизывая на колючие веточки.
Сибирская чечевица, в отличие от чечевицы обыкновенной, – дама очень непостоянная. Если обыкновенная появляется в мае, бодро поет «Витю видел», выводит птенцов и, поставив их на крыло их, отправляется к местам зимовки в Индию и в Юго-Восточную Азию, то с сибирской чечевицей все несколько сложнее. Зимуют эти птички в самых разных местах: одни не особо удаляются от мест гнездования, другие умудряются долететь до Западной Европы. Птица занесена в Красную книгу Красноярского края, а при встрече на прогулке, безусловно, порадует своей красотой и оттенками розового.
Большая синица. Общеизвестная птица с ярко-желтым брюшком и зеленоватой спинкой. Зимой эти типично лесные обитатели меняют место жительство, направляясь ближе к человеческому жилью и кормушкам. Лишь незначительное количество птиц можно встретить в лесу, где они питаются насекомыми и пауками, семенами диких растений. Эти милые птички на самом-то деле очень даже мясоеды, хищники и грабители. Подвешивая для них сало на веревочке, мы мало задумываемся – почему так? А ведь особо воинствующие синички расклевывают не только падаль, но способны добыть и летучих мышей, и зазевавшихся мелких птиц. Более «мирные» – грабят запасы гаичек, расклевывают припасы, вывешенные за окном, разыскивают мух и других беспозвоночных, зимующих у человеческого жилья.
И вот дошла очередь до птиц, которых, несмотря на достаточно крупные размеры, заметить ох как непросто. Совы активны в ночное время, днем предпочитают отдыхать, устроившись на деревьях. Сова днем сидит не шевелясь, будто застыв, чтоб не привлечь к себе внимание других птиц. Стоит ей перелететь или хотя бы пошевелиться, как мелкие птицы начинают переполох. Постоянный шум мешает сове отдыхать, кроме того, способен привлечь более других крупных хищников, уже опасных сове. В совсем отчаянных случаях сова больше надеется на силу своих крепких когтей, а не на быстроту крыльев. При опасности она скорее примет бой и будет отчаянно защищаться, упав на спину и выставив когти. Значение сов в экосистеме трудно переоценить. Они регулируют численность всех грызунов, выбирают больных и слабых птиц, способствуя оздоровлению генофонда. В нацпарке «Красноярские Столбы» обитают видов сов: мохноногий и воробьиный сычики, болотная, ушастая и ястребиная совы, филин, сплюшка, бородатая и длиннохвостая неясыти. Ястребиная сова, в отличие от других сов, активна и в дневное время.
Мы намеренно сократили список птиц, встречи с которыми наиболее вероятны зимой, до «самых-самых». Разумеется, на прогулке у вас, несомненно, состоится встреча и с черно-белыми московками и пухляками, задорной и крикливой кедровкой, любопытным и непоседливым поползнем. На незамерзающих полыньях крутится, демонстрируя способности к пилотажу и дайвингу одновременно, буровато-белая оляпка. Дятлы, а их у нас зимой встречается 6 видов, просто не позволят вам пройти мимо, не обратив на них внимание. Тут уж кому как повезет. Будем надеяться, что значительная часть представителей мира пернатых, встреченных в зимнем лесу, порадует вас не только своим внешним видом, но голосом и поведением.