Сотрудники национального парка «Красноярские Столбы» приняли участие в выездной экошколе, которая по традиции прошла в новогодние каникулы на кордоне Таловка природного парка «Ергаки».
Как и в предыдущие годы, «экологический ликбез на свежем воздухе» проходил под руководством Александра Хританкова (научный сотрудник природного парка «Ергаки», внештатный научный сотрудник нацпарка «Красноярские «Столбы») и Натальи Трямкиной (педагог допобразования гимназии № 1, руководитель клуба «Юннаты Универса», г. Красноярск). В этом году к ним присоединилась сотрудница научного отдела «Красноярских Столбов» Надежда Гончарова.
Программа школы была достаточно обширной: знакомство с зимней авифауной парка в Усинской котловине, регистрация фактов следовой деятельности и выявление видового состава млекопитающих. Эксклюзивность нынешнего экопросветительского мероприятия в том, что оно впервые проводилось зимой, а результат превзошел самые смелые ожидания.
Несмотря на суровые погодные условия (ночью температура опускалась до -30⁰ С, а днем было немногим теплее), намеченная программа была полностью выполнена. Благодаря сотрудникам отдела охраны, исследовательская группа ежедневно доставлялась служебным транспортом на удаленные от кордона участки территории природного парка «Ергаки», где проводились натурные занятия и велся сбор фактического материала. Вечернее время было посвящено знакомству с презентациями, фото-, видео- и коллекционными материалами. Особый интерес вызвали фрагменты, сделанные «фотоловушками» на «Красноярских Столбах», а презентация о новых видах птиц на территории красноярского нацпарка еще раз убедительно доказала, что при желании и упорстве новые открытия возможны даже в одной из самых старейших и, казалось бы, наиболее изученной ООПТ нашей страны.
Приоритет на занятиях расставлялся буквально на ходу. Сильный мороз не давал расслабиться млекопитающим, в большом количестве держащимся на территории природного парка. Косуля, лисица, волк, кабан, ласка оставляли свои «автографы» на снегу буквально в 200 метрах от кордона. Чтобы показать школьникам, чем отличается отпечаток лапы собаки от волчьего, а следы кабана от марала, не обязательно было уходить далеко от теплого жилья. Встретив следы норки на берегу реки Ус, вспомнили, что видели этого зверя летом «вживую» на том же месте. Вот и еще один плюс в общую копилку знаний об оседлости представителей фауны. Уяснили, как по снежной поволоке на следах определить, в какую сторону ушел зверь. Убедились, что режим охраны территории, действительно, способствует сохранению численности и изменению поведения копытных, которые добывают пищу из-под снега и устраивают лежки в непосредственной близости от лесных дорог и тропинок. Косули и в летнее время за день проходят не больше 5 км, а зимой, в условиях малокалорийной пищи и холодов, и вовсе экономят силы, нахаживая за сутки не больше 1,5-2 км. Поэтому наброды – следы неторопливо передвигающихся животных, неспеша пережевывающих выкопанную из-под снега траву, – были на маршруте довольно обычны.
Удалось показать школьникам и отличия в следах мелких животных семейства куньих: ласки, горностая, соболя, колонка, норки. И если след соболя очень показателен и идентифицируется достаточно легко, то следы более мелких хищников, большую часть времени зимой проводящих под снегом, опознать значительно сложнее даже специалисту. Проверяли, обновляли и закрепляли знания все присутствующие.
Весьма показателен был и след зайца, который идентифицировать удалось далеко не сразу. В условиях снега, выпавшего накануне нашего приезда, и сильных морозов зверек проваливался по самые уши, и привычный рисунок следов галопирующего зверька (приводимый в разного рода методических пособиях) в обнаруженных отпечатках не просматривался однозначно. В национальном парке «Красноярские Столбы» картина иная: у нас в это же время из-за теплой погоды снег осел и уплотнился, и передвигаться по нему животным было намного проще.
Сложнее обстояло дело с наблюдением за птицами. Зимой пернатые, как правило, перебираются ближе к человеческому жилью и к присутствию человека относятся спокойно. Но на Таловке, хотя рядом с кордоном была вывешена кормушка, синицы вели себя крайне странно. При появлении человека они, словно молчаливые тени, прятались в дровянике или под домом. А воробьев, всегда столь обычных рядом с конюшней, не было видно вовсе. На окрестных полях, так богатых высохшим высокотравьем с обилием семян, исчезли обыкновенные снегири, урагусы и сибирские чечевицы, небольшими стайками кормившиеся там еще месяц назад.
Ответ был найден через день: на зимовку в районе реки Ус решила остаться пара северных сорокопутов, которые, несмотря на свой относительно небольшой размер, являются очень активными и весьма прожорливыми хищниками. Именно они, по всей видимости, и провели внеплановое «регулирование» численности пернатой мелочи, ранее беззаботно зимовавших близ кордона, а оставшихся запугали так, что в окрестных березовых колках нам удалось лишь с большим трудом найти таких обычных и повсюду многочисленных поползней и гаичек. Стало ясно, почему рядом с кордоном так странно и молчаливо держались большие синицы, обычно деловитым стрекотанием перекликающиеся между собой. Они просто опасались оказаться «вычисленными».
Дни зимней экошколы и нашего взаимовыгодного сотрудничества пролетели незаметно. Выяснилось, что суровый температурный режим стал не помехой, а преимуществом и обогатил нас всех новыми знаниями. Практика показала: правильный настрой, теплая одежда и взаимовыручка помогут в таком непростом, но интересном деле, как зимняя работа «в полях» на особо охраняемых природных территориях. Все участники экошколы выражают благодарность администрации природного парка «Ергаки» за координирование полевых работ, а сотрудникам государственной инспекции – за организацию быта на кордоне.
Фото Надежды Гончаровой, Натальи Трямкиной, Алины и Маргариты Сконечных.