Ко Всемирному Дню экскурсовода, на сайте Росзаповедцентра и в федеральных СМИ появилась статья наших московских коллег «И на скале, и под водой» о работе заповедных гидов – сотрудников федеральных особо охраняемых природных территорий.
В ней в том числе есть информация об одном из самых опытных экскурсоводов национального парка Игоре Викторовиче Коваче.
Почти 40 лет он работает на «Красноярских Столбах». Еще в далеком 1983 году был принят на работу в живой уголок заповедника «Столбы» рабочим по уходу за животными. Кстати, росомаха Фикс, которую на известной многим фотографии держит на руках Е.А. Крутовская – это первый зверь, за которым Игорь Ковач был прикреплен.
Отслужив в армии, он вернулся в заповедник и продолжил работу в «Приюте доброго доктора Айболита». В 1992 году перевелся в отдел охраны заповедной территории, с 2000 года стал старшим госинспектором. В 2005 году с отличием окончил Сибирский государственный технологический университет по специальности «Инженер лесного и лесопаркового хозяйства».
Человек творческий и неординарный, с 2011 года он решил заняться экологическим просвещением посетителей, а с 2016 совмещает обязанности главного специалиста по экопросвещению с работой по охране труда (получил дополнительное высшее образование по специальности «Охрана труда»).
Отлично зная территорию, историю, особенности живого и растительного мира Столбов, Игорь Викторович является одним из лучших гидов не только национального парка, но и города Красноярска. Он автор многих методических разработок и проектов, типовой экскурсии по Столбам для начинающего экскурсовода, экологических квестов, викторин и игр. Разработал тренинг на командообразование, мастер-класс по изготовлению заповедной книжки-оригами своими руками, интерактивные познавательно-исследовательские комплекты: «Заповедный следопыт», «Лесные насаждения», «Макет карбонового полигона» и др.
Неоднократно был награжден благодарностями и почетными грамотами Минприроды России, администрации Красноярского края, имеет почетный знак «За заслуги в заповедном деле».
Об интересной истории работы Игоря Ковача на Столбах в его рассказе от первого лица:
«Когда мне было лет шесть, я случайно подслушал разговор своего дяди и его коллеги-друга по фотоделу, который почему-то предположил, что я стану, как они, – фотографом. На что мой дядя Ваня как отрезал: «Нет, он станет лесником!»
Кто такой лесник и чем он отличается от того же лешего, я тогда не знал, но слова эти, как оказалось, стали пророческими.
Помню еще, как в семь лет меня не взяли «на какие-то там Столбы». Мне почему-то ужасно хотелось со всеми, но довод, что я «стану для всех ноющей обузой», стал решающим.
А в 12 к нам в класс пришел представитель Бюро молодежного международного туризма «Спутник» (что при Крайкоме ВЛКСМ) и пригласил желающих работать в каникулы в качестве групповодов для детей, приезжающих в Красноярск со всего Советского Союза, дабы помочь им посетить «Ленинские места».
Вот так я впервые и попал на Столбы, на учебную экскурсию, которую нам провела замечательный экскурсовод и краевед Нелли Ефимовна Лалетина. Добрая ей память!
Город я знал хорошо, да еще и книжку прочитал, посвященную 350-летию Красноярска. Поэтому водил сверстников по музеям, кинотеатрам, театрам и столовым так ответственно, что мне почти сразу доверили самостоятельное проведение экскурсии в заповеднике. Что я и делал 4 года. Остальные наши групповоды лишь сопровождали гостей на Столбах с экскурсоводами-профессионалами. Вот так они и начались, мои Столбы!
Скоро я стал проводить в заповеднике все свое свободное время. Бегал даже после школы. Иногда и вместо... Осваивал вершины. Летом ночевал в каменных гротах, а к зиме познакомился с компанией столбистов, обитающей в Нарыме.
Но наша хозяйка, работница уголка, вышла замуж и, уволившись, «бросила» нас на произвол судьбы. Поэтому, когда я окончил 10 класс, совет нашей компании постановил, что мне нужно устроиться в живой уголок к Елене Александровне Крутовской, дабы «сохранить право ночевать в «служебной квартире» при «Приюте Доктора Айболита».
Живой уголок и личность Елены Александровны – это отдельная тема. Отмечу лишь, что, пока я служил в армии, Е.А. Крутовская ушла из жизни, что стало для меня немалым потрясением.По возвращению со службы я вновь устроился в Уголок и проработал там еще несколько лет. Увы, но магическое таинство уголка, заложенное Крутовской, потихонечку растворялось в реалиях конца 90-х. Зарплата тоже. Родились дети. И в 1992-м году я перешел на работу в государственную инспекцию охраны заповедника.В качестве госинспектора, а потом и старшего по Столбинскому лесничеству, я не только пресекал с коллегами нарушения заповедного режима со стороны посетителей, но и приглядывал за своими друзьями столбистами, дабы они не «шалили», в силу своих не всегда природосберегающих привычек, понятий и принципов.
И все эти годы службы на «Столбах» я при первой возможности проводил экскурсии, благо тогда в штате экскурсоводов как таковых их не было. Водил гостей по поручению начальства или по собственной инициативе – часто нарушителям. Именно тогда я понял, что важнее (да и проще) не пресекать нарушения, а сделать так, чтобы наши гости осознали, почему их поступок может стать губительным для природы.И не только осознали сами, но и другим не позволяли пакостить.
С 2011 года я, во многом по здоровью, перевелся в отдел экологического просвещения и туризма. Работая в должности главного специалиста, приходится выполнять множество функций, важных и нужных. Но самой большой отрадой для меня стала возможность участвовать в проведении экологических школ с детьми. Разрабатываю и провожу авторские занятия, интерактивные не-лекции, развивающие игры. Да и не только с детьми, но и с инвалидами по зрению, слуху, с людьми с ограниченной подвижностью.
Но самой большой страстью для меня остаются экскурсии, при проведении которых я сам для себя выработал своеобразный «стандарт».
Во-первых, экскурсовод должен понимать,что наш Гость – главный на экскурсии. После Природы, конечно. И он может быть разным:возбужденным от ожидания предстоящей долгожданной встречисо Столбами, или, наоборот – пресыщенными снисходительным в пол-уха: «Давайте, давайте, рассказывайте, как Столбы бороздят просторы Земного шара». Бывают и настолько уставшие от только что закончившегосясимпозиума или совещания, что понимаешь – надо дать время душе вернуться в тело.
В любом случае нужно проявить импатию, подстроится под ритм, настроение и состояние гостя. Не напугать его лавиной информации. Но потихонечку повести за собой, зацепив необычным, скрытым в лике скалы образом, веселой байкой из жизни столбистов или ярким историческим фактом, произошедшим давно, но именно здесь.
Надо уметь не «тащить» за собой тормозящих гостей, но сделать так, чтобы они стремилисьне последними прийти к очередной локации, чтобы не пропустить еще одну историю, разглядеть факт присутствия на одних с нами тропах медведя или разгадать экологическую загадку.
И вот по чуть-чуть даже самые «тугие» начинают прислушиваться, вглядываться, внюхиваться, соприкасаться со «Столбами» не только глазами, но и сердцем.
Какими еще качествами должен обладать экскурсовод на Столбах?
Во-вторых, быть компетентным. Конечно же, можно по-разному рассказывать про историю национального парка, об его животном и растительном мире, о народной субкультуре столбизма. Каждый вправе привнести свое понимание событий и их оценку, акцентировать внимание экскурсантов на том, что показалось экскурсоводу наиболее интересным, значимым. Но при этом нельзя увлекаться собственными фантазии, интерпретируя, иногда чудовищно, «общеизвестные» факты.
Критически нужно относиться и к тому, что было порождено фантазией некоторых авторов прошлого, особенно раннего советского периода. Некоторые из них оставили нам в наследство множество не выдерживающих проверки на достоверность событийных конструкций. Тех самых, которыми, как «классикой», с упоением пользуются многие экскурсоводы на «Столбах». Вспомним хотя бы «зажиточного казака Лалетина, который в самом начале 1700-годов купил безымянную в ту пору речку (за огромные 5 рублей), в надежде найти золото…» Золото? В России? В начале века ХVIII-го? Да его под Красноярском нашли только через сто с лишним лет! А тиражируемая из уст в уста «история» про первовосхождение на скалу 1 Столб в 1961 году воспитанниками Владимирского приюта для мальчиков под руководством некоего Капина? Некий Капин», может, и был... Но дело в том, что Владимировской приют в Красноярске хоть и был основан в июле 1848 года, но его «воспитанниками» были исключительно девочки.А ведь восхождение на скалы, даже на более простые, в конце девятнадцатого века оставалось запредельно сложным занятием. Пишу вот и думаю: наверное, я могу провести полноценную экскурсию на «Красноярских Столбах», основанную на разоблачении околостолбовских заблуждений, искажений и откровенных враках…
Большинство из красноярцев на «Столбах» побывали хотя бы раз в жизни. Они искренне гордятся национальным парком, особенно, когда к ним приезжают родные, друзья, а то и коллеги из других городов. И почти все гости просят сводить их на Столбы.И хорошо, если мы знаем, куда и как пройти, что и откуда показать. И, конечно же, наши гости восхитятся сибирской природой и величественными скалами.
Но они особенно будут благодарны нам, если мы поведаем то, чем жили и живут Столбы, раскроем им потаенные места, заставим удивиться тому, мимо чего большинство проходит равнодушно. Но чтобы так суметь, нужно хотя бы один раз посетить «Красноярские Столбы» с экскурсоводом от национального парка».