Школьники из Енисейска и Большеулуйского района 5-6 декабря побывали в Красноярске, в рамках международной программы «Классная страна», реализуемой совместно с АНО «Больше, чем путешествие».
В двухдневной программе «Красноярск – город гор и лесов» приняли участие 35 ребят. Торжественное открытие путешествия, сопровождаемое гимном Российской Федерации, состоялось в научно-познавательном комплексе «Нарым», где дети и разместились на проживание.
После игр на командообразование началась образовательная программа. Участники прошли входное тестирование, ответив на вопросы по истории нацпарка, столбизма, а также лесоведению, лесной таксации, климатологии и орнитологии. Тема «Лесоведение и лесная таксация» является основным направлением данной программы.
Игорь Ковач, главный специалист НП «Красноярские Столбы»:
«На наших занятиях мы объясняем слушателям, что лес – это сложнейшая экологическая система, состоящая не только из растений, но и животных, микроорганизмов, которые в непрерывном взаимодействии друг с другом и с элементами неживой природы создали глобальное сообщество.
Человечество вряд ли в обозримом будущем откажется от бумаги, строительной и мебельной древесины, от целлюлозы как сырья для химической промышленности. Поэтому использование лесов нужно организовать так, что лесопользование станет неистощимым для лесов в целом.
За «приведение лесов в известность» отвечают представители редчайшей профессии – лесные таксаторы. Они дают полнейшее описание леса и вычисляют объем ежегодного прироста насаждения. То есть того прироста, выраженного в кубических метрах древесины, который рано или поздно или станет древесиной мертвой, истлевшей или будет щадящими методами рубок изъят из насаждения для того, чтобы принести пользу человеку. И именно такой подход к лесопользованию делает его неистощимым для природы. Об этом мы и рассказываем участникам нашей программы, а также на практике знакомим с формулой леса и таксационными инструментами».
Евгений Молчанов, участник программы, г. Енисейск:
«На образовательной программе мы познакомились с таксационными приборами. Особенно мне понравилось работать с высотомером, полнотомером, буравом возрастным».
Этими приборами школьники учились пользоваться как во время практикума в научно-познавательном центре, так и во время туристического похода в Центральном скальном районе, где они не только познакомились с историей «Красноярских Столбов» и столбизма, но и научились определять состав лесных насаждений, измерять высоту деревьев, расстояние до них и увидели пихты, поврежденные вредителем полиграфом уссурийским.
На Восточном входе участники путешествия встретились со спасателем 3 класса Валентином Пригода. Сотрудник КГКУ «Спасатель» дал школьникам важные советы и рекомендации: как правильно подготовиться к походу в лес, на что обратить внимание при занятии скалолазанием, как безопасно вести себя в скальной местности, а также подробно остановился на тех природных опасностях, которые могут подстерегать туристов на «Столбах».
Особенно заинтересовало подростков специализированное снаряжение, которое применяется в профессиональных спасательных работах в горах. Эксперт продемонстрировал принцип работы оборудования, а что-то из снаряжения детям удалось даже примерить на себя.
На экозанятиях по геологии в научно-познавательном центре «Столбы» учащиеся узнали о том, как появились скалы «Красноярских Столбов» и рассмотрели разные каменные породы: гранит, сиенит, мрамор, серпентини́т (змеевик), известняк и др. А со смотровой площадки в чаше Гранитного карьера рассмотрели скальный массив Такмак.
Посетили ребята и третий – Каштаковский – вход в нацпарк со стороны Фанпарка «Бобровый лог». Поднялись на канатно-кресельной дороге К1 и прогулялись по настильным экотропам маршрута «Природа и климат».
Надежда Гончарова, методист НП «Красноярские Столбы»:
«Главная цель данного туристического маршрута – побольше узнать о климате и видах птиц национального парка. Но сначала – небольшой экскурс в историю – краткая биография первого директора заповедника Александра Леопольдовича Яворского, удивительного человека, так много сделавшего для создания особо охраняемой природной территории.
На смотровой площадке, откуда ребята полюбовались великолепным видом на Такмаковский скальный район нацпарка с высоты птичьего полета, начался рассказ о сборе заповедных метеонаблюдений – с 1926 года до наших дней. Помимо перечисления метеопоказателей, а также различных «рекордах» (максимальная, минимальная температуры, самое холодное, дождливое, засушливое лето), ребята узнали, как погода влияет на животный мир нацпарка. Они научились отличать гололед от гололедицы, узнали, какие виды осадков выпадают на «Столбах», что такое ожеледь и кухта. Ну, и конечно, ребята получили возможность самостоятельно выставить актуальные данные: день недели, градусы, облачность и направление ветра.
Многие информационные стенды на данном маршруте посвящены птицам. Уже в самом начале настильной экотропы участники познакомились с многообразием мухоловок, которые, судя по названию, предпочитают диету из мух. На изображениях стенда дети увидели самую красивую – таежную мухоловку, а из моего рассказа узнали, что все мухоловки – перелетные птицы, зиму проводят в Африке либо в юго-восточной Азии. А самая интересная и хорошо изученная у нас на территории – мухоловка-пеструшка. Птица, несмотря на крошечные размеры, достаточно агрессивна. Охотно заселяет скворечники, порой выгоняя не таких расторопных синиц, уже успевших отложить полную кладку и вынужденных искать другое место гнездования и тратить время, силы на повторную кладку».
В качестве полезной программы, участники путешествия сделали доброе дело: изготовили новогодние открытки для одиноких пенсионеров и инвалидов, которые проживают в красноярском Доме-интернате «Родник».
Завершилась программа защитой исследовательских проектов, над которыми ребята трудились весь вечер в Нарыме, заполнением выходного тестирования и Дневников юного эколога. Школьники, лучше всех справившиеся с заданиями, получили небольшие подарки от нацпарка. Сувениры с символикой «Красноярских Столбов» и именные сертификаты о прохождении программы «Красноярск – город гор и лесов» были вручены всем участникам.
Галина Магер, советник директора по воспитанию КГБ ПОУ «Енисейский многопрофильный техникум»:
«Впечатления у нас самые позитивные. Мы вообще не ожидали, что будет столько интересной и разнообразной информации. Даже педагоги, казалось бы, взрослые люди, для себя очень многое открыли. Оказалось, что и у нас было достаточно пробелов по некоторым темам. Несмотря на то, что программа была насыщенная, все дети в один голос сказали, что все им очень понравилось. Теперь мы хотим привезти сюда и другую группу обучающихся. У нас еще много детей, которые хотят участвовать в этой программе».
Виктория Дудина, участница программы, г. Енисейск:
«Мне понравилось вся программа: экскурсии, лекции, занятия и мастер-класс. Нам все показали, рассказали, доступно объяснили. Мы многое узнали. Понравилась гостиница, где мы жили, было очень уютно и комфортно».
Наталья Бондаренко, сопровождающая группы школьников Большеулуйского района:
«Мы хотим выразить благодарность организаторам этого прекрасного познавательного маршрута: программе «Классная страна» Агентства стратегических инициатив и программе «Больше, чем путешествие» Росмолодёжи – за то, что они предоставили такую прекрасную возможность побывать нашим детям в столице нашего региона и воочию увидеть достопримечательности Красноярского края».
Для справки:
Образовательно-туристический проект «Красноярск – город гор и лесов» – победитель Всероссийской программы АСИ «Классная страна», направленной на интеграцию путешествий в учебный процесс. Реализуется совместно с программой «Больше, чем путешествие» от Росмолодежи.
#Красноярск-ГородГорИЛесов #молодежь24 #БольшеЧемПутешествие