Посещая национальный парк «Красноярские Столбы», многие туристы прекрасно знают, что «напиться водицы» в наших горных ландшафтах не так-то и просто.
Несмотря на достаточно разветвлённую сеть речек и ручьёв, все они маловодны, а в особо засушливые сезоны могут и вовсе пересыхать. Поэтому особую роль, в том числе для животных, в этих условиях приобретают так называемые малые водные объекты, к которым можно отнести старицы, озерца, возникшие в местах выхода родников или бывших шурфов (когда-то сто лет назад здесь искали золото), лужи и др.
Благодаря многочисленным записям с фотоловушек, становится понятно, что малые водные объекты являются неотъемлемой частью среды обитания многих таёжных представителей животного мира наших лесов. Как правило, это небольшие «купалки» (площадью 2х3, 5х5 м и глубиной до 0,5 м), которые относятся к бессточным, стоячим водоёмам. Зимой они находятся под толстым панцирем льда, но с приходом весны и таянием льда, сюда начинается настоящее паломничество. К таким местам ведут широкие набитые тропы. За несколько лет наблюдений у малых водоемов были зафиксированы такие представители фауны, как бурый медведь, марал, косуля, рысь, барсук, соболь, норка, разные виды птиц (глухари, коршуны, сойки и прочие представители авифауны).
Холодная и затяжная весна этого года не смогла не отразиться на всех природных процессах и явлениях, происходящих на Столбах. Для медведей смена времен года особо значима. По мере таяния снега, вышедшие из берлог крупные самцы, как правило, первыми направляются к воде – в этом году начало «купального сезона» отмечено 10 мая. Здесь и охладиться, и паразитов из шерсти о дерево вычесать можно. Чаще всего крупные медведи стали посещать места купалок в начале июня, во время аномальной жары, когда температура воздуха прогревалась до + 33 °С. В такую погоду зверю приходится туго ещё и из-за большого количества кровососущих насекомых. Звери активно посещают даже обмельчавшие и начинающие пересыхать водоёмы.
Если медведи больше используют водоёмы для охлаждения организма, то копытные (маралы, косули) всех возрастов приходят сюда для утоления жажды. Несмотря на то, что они не особо нуждаются в питье, так как летом им достаточно влажных кормов, всё же в начале сезона и осенью, когда растительность (ещё или уже) недостаточно сочная, представители оленевых приходят к водопоям для восполнения недостатка влаги. А летом, как и медведи, они любят покупать свои морды в воде, дабы хоть немного успокоить накусанные гнусом незащищённые участки тела.
Что интересно, за весь период наблюдений, в объектив фотоловушек, установленных возле водоёмов, ни разу не попала кабарга, которой, по-видимому, вполне достаточно воды, поступающей с кормами, главным из которых является лишайник, уникальное симбиотическое растение, способное к долговременному удержанию внутри себя влаги.
В последние годы, в связи с массовым вывалом сухостойных и старовозрастных деревьев, отмечается сильное заболачивание территорий с плоским рельефом. Особенно это заметно на водораздельных пространствах Главного хребта, где происходит постоянное образование многочисленных обводненных участков, вплоть до топей.Такие места в теплый период года привлекают лосей, и на купалки звери не выходят.
С приходом зимы, когда лужи покрываются льдом, отмечается неоднократное посещение оленей на места замерзших водоемов, где они пытаются пробить копытом ледяную корку в поисках воды. Особо это актуально при долгом отсутствии снега – главного источника воды для копытных в зимний период. В последние годы устойчивый снежный покров на нашей территории формируется только к ноябрю, в то время как существенные морозы (до -20°С), сковывающие воду в ледяной панцирь, нередки уже в октябре.
Таким образом, малые водные объекты играют значительную роль в жизни таёжных обитателей и позволяют отметить новые факты экологии отдельных видов.
Научные сотрудники выражают искреннюю благодарность инспекторскому составу национального парка за неподдельный интерес при работе с фотоловушками, сбору первичного фото- и видеоматериала, своевременное предоставление его в научный отдел для дальнейшей обработки и анализа данных.