24 сентября исполняется 103 года со дня рождения Елены Александровны Крутовской, ученого-биолога, писателя, создателя и многолетнего руководителя «Живого уголка» на «Столбах».
Елена Александровна, по сути, еще в 60-х годах прошлого века, стала основоположником эколого-просветительной работы в Российской системе заповедников и национальных парков. В своих добрых и мудрых детских книжках про животных, в беседах с простыми посетителями заповедника и известными, как в Советском Союзе, так и за рубежом, людьми, она ненавязчиво, с присущим ей тонким юмором, показывала истинный пример любви к миру живого.
В «Живой уголок» приходили сотни тысяч красноярцев, детей и взрослых. Животные Приюта давно перебрались из заповедника в городской зоопарк. А просветительскую деятельность Крутовской продолжили и развивают сотрудники отдела экологического просвещения «Столбов». Ее труды остаются для нас примером и добрым ориентиром в нашей сегодняшней работе. Неузнаваемо изменился пейзаж нарымской поляны, где на месте одряхлевших вольеров построены домики и палаточный городок научно-познавательного комплекса «Нарым». Но остались и переиздаются книжки Елены Александровны, ее стихи и прекрасные рисунки.
Елена Александровна родилась 24 сентября 1914 года в семье почетных красноярцев Крутовских. Один ее дед – Владимир Михайлович, известный врач, другой – Всеволод, общественный деятель, садовод, основавший в устье Лалетиной сад, знакомый теперь нам как Сад Крутовского. В 1938 году Всеволод Михайлович был арестован «За подготовку к покушению…», и перед Леной, выпускницей Красноярского пединститута, встала проблема трудоустройства, которую с риском для себя решил директор заповедника тех лет – Петр Кожуховский. Елена Александровна работала зоологом, потом заведовала метеостанцией. Вместе со своей мамой, Еленой Владимировной, несколько лет прожила в маленькой избушке на Каштаке.
Уже в эти сороковые годы к Крутовской стали попадать попавшие в беду животные: сироты, больные, подранки. Она их выхаживала и по возможности выпускала в лес. Если это было невозможно – оставляла у себя. Некоторых прямо в домике, других в вольерах при метеостанции, которая была построена к тому времени на кордоне Нарым.
Только в 1961 году разросшийся Живой уголок, или «Приют Доброго доктора Айболита», как стали называть его красноярцы, был признан официально. Елена Александровна, оставаясь зоологом заповедника, стала заведующей Уголка. У нее появились не только добровольные помощники из числа друзей и просто неравнодушных людей, но и небольшой штат сотрудников.
К этому времени Приют разросся. В нем содержались десятки зверей и птиц: волки, рыси, маралы, косули, зайцы, орлы, совы, глухари… При этом единственным «специально приобретенным» по настоянию дирекции всегда оставался Миха Тайгиш. Медведь, ставший впоследствии любимцем всех гостей «Приюта Доброго доктора Айболита».
Неоценимую поддержку Крутовской оказывал муж и по совместительству золотых рук мастер Джемс Георгиевич Дулькейт. Все ограждения, вольеры, прудики, домики были построены им или с его участием. Но самое главное Джемс Георгиевич оказался прекрасным фотохудожником, оставившим нам тысячи уникальных снимков – документальных свидетельств того времени.
А еще Елена Александровна была талантливым писателем. «Ручные дикари», «Дикси», «Имени доктора Айболита» – эти и другие ее книжки, иллюстрированные собственными рисунками и фотографиями Джемса, учили детей и взрослых понимать, любить и беречь зверей и птиц.
Сегодня мы гордимся тем, что именно Елена Александровна Крутовская является одним из основоположников эколого-просветительской деятельности в СССР, а теперь и в России. Удивительная, пропитанная добротой атмосфера, царившая на узких тропинках между вольерами с животными, вызывала у посетителей не жалость, а чувство радости от общения. Мудрые и остроумные таблички на вольерах не просто информировали, и уж тем более не поучали назойливо, но заставляли задуматься, удивиться, являлись маленькими открытиями простых истин. А как Елена Александрова умела находить общий язык со всеми: со столбистами – они уважали ее за принципиальность и справедливость, с чиновниками, которые, гордясь «маленьким красноярским зоопарком», не всегда охотно помогали Уголку. С важными персонами и знаменитыми гостями она всегда держалась наравне, а то и спорила, отстаивая свою позицию. А нерадивые посетители, благодаря ее тонкой, но доброжелательной иронии, начинали замечать в животных не объекты для тыканья палкой, а добрых и благодарных человеку наших Братьев меньших.
В сентябре 1984 года, Елены Александровны не стало. Живой Уголок или «Приют доброго доктора Айболита» благодаря сотрудникам – продолжателям дела Крутовской, просуществовал до 2000 года. Года, когда большинство зверей и птиц Уголка стали основой зоологической коллекции Красноярского парка Флоры и фауны «Роев ручей». Но все, кто помнит Елену Александровну, кто работал с ней и ей помогал, читал ее книги или просто общался, всегда будут нести в своих душах частицу ее доброты и любви к Миру живого.
24.09.2017