Планирует, а не летает

Несмотря на наше, казалось бы, непростое время, редко встретишь человека, равнодушного к животным. Но особое умиление вызывают их детёныши, такие несуразные и гармоничные одновременно, подкупающие своими округлыми формами, крупной головой, большими немножко бестолковыми, но добрыми глазами. Есть даже научно обоснованная теория такого к ним отношения: они напоминают нам младенцев. А программа заботы о малышах, последующем поколении, хотим мы того или нет, работает в любую погоду, поскольку заложена в нас на подсознательном уровне и, как говорится, от этого не скрыться – это в крови. Обычно, вырастая, животные теряют свою «умилительную привлекательность», хотя есть и такие, которые сохраняют «детские» черты и вызывают аналогичные эмоции даже в зрелом возрасте, например, большая панда, или коала. Но, чаще это наши домашние питомцы – кошки с огромными глазами или милые коротконогие корги.

В национальном парке «Красноярские Столбы» тоже есть такой представитель, напоминающий живую плюшевую игрушку. Но это настоящее дикое животное, хотя и, как нам кажется, с типично детскими чертами. А вот увидеть этого достаточно редкого зверька – задача довольно сложная даже для профессионального зоолога. Но нет правил без исключений.

В прошедшие выходные многим посетителям «Столбов» несравненно повезло. На Лалетинской дороге, в районе Второй Поперечной, появилась летяга, которая не просто не сторожилась присутствия людей, проявлявших к ней неподдельный интерес, но как будто для того здесь и оказалась, чтобы гости национального парка, посмотрев на неё, улыбнулись и стали немножко добрее. Несмотря на всю неорганизованность и стихийность этой фотосессии, где главным героем была летяга, прошла она на «ура», оставив у всех участников мероприятия самые хорошие впечатления.

Сотни кадров, сделанные десятками очевидцев, будут теперь храниться в их «семейных альбомах», напоминая об этом знаменательном событии.

Обыкновенная летяга (Pteromys volans), или «полетуха», как раньше называли её в Сибири, – небольшой зверёк с массой тела около 150 г, родственник всем известной белки, но отличающийся от неё не только внешним видом, но и поведением, и образом жизни. Его размер от кончика носа до кончика хвоста 22-30 см, а зачастую гораздо меньше, к тому же на хвост приходится почти половина упомянутой длины. Зимний окрас – пепельно-серый, летняя же шубка немного темнее. Но первое, на что обращаешь внимание, – это просто огромные чёрные глаза, однозначно говорящие о ночном образе жизни зверька.

Несмотря на своё многообещающее, почти рекламное видовое название, летать по-настоящему летяга не умеет. Наиболее ёмко о способности к передвижению по воздуху передает шутка: «Белка-летяга за всю свою жизнь так никуда и не слетала, хотя и планировала». Обычно она просто прыгает с ветки, ствола или со скалы и снижается, раскинув лапки в стороны и натянув кожистую перепонку, ловко маневрируя с помощью длинного хвоста. Подобным образом может пролететь ~50 м и даже больше, быстро скрываясь с глаз изумлённого наблюдателя. Может легко менять направление, иногда даже под углом 90˚. Частенько с вершинной части кормового дерева опускается в нижнюю часть ствола, просто парашютируя по спирали вокруг ствола.

Питается летяга исключительно в тёмное время суток корой различных деревьев, семенами, почками. А берёзовые и ольховые серёжки запасает на зиму, причём объёмы стратегических заготовок могут быть достаточно солидными и в несколько раз превышать размеры хозяйки. Такой арсенал весьма важен для зверька, который, в отличие от своих не очень дальних родственников – бурундуков и сусликов, в зимнюю спячку не впадает и активен круглый год. В особо морозные ночи выходить «на улицу» не любит, предпочитая совмещать уют родного дупла с любимой пищей, расположенной, что называется, под боком. Спускается на землю летяга неохотно, чаще, чтобы разнообразить свое летнее меню грибами и ягодами. Зоологам бывает сложно говорить о присутствии этого редкого зверька на какой-либо территории, поскольку заметить его следы достаточно сложно. А цепочка тех отпечатков, что удается обнаружить, весьма коротка и исчезает возле ближайшего дерева. Гарантий добавляет лишь обнаруженный свежий помёт, кучки которого имеют специфический вид и, в отличие от самого суперскрытного зверька, всегда на виду, располагаясь у основания дерева. Зверёк совершает моцион, как правило, в одном и том же месте. Цвет такого «счастья» серно-жёлтый, а отдельные зёрна сильно смахивают на муравьиные яйца или перловую крупу цвета хаки.

Гнездо летяга устраивает в дупле, утепляя его мхом, лишайниками, сухой травой, перьями. Самка приносит один раз в год 2-4 детёныша, которые уже в месячном возрасте начинают исследовать окружающий мир, неумело карабкаясь по коре вблизи дупла, а ещё через две недели совершают свой первый фирменный затяжной прыжок. Иногда на «Столбах» летяги приспосабливали под роддом скворечники и дуплянки, а при появлении научного сотрудника самка хватала одного из детёнышей и мгновенно скрывалась из виду, перетаскивая его в убежище поспокойней. И это неудивительно: врагов у летяги в лесу хватает, в первую очередь, всюду рыскающие и всем интересующиеся вездесущие соболя, а из птиц – ночные хищники. Совы способны схватить летягу даже на лету, несмотря на её способность к маневрированию. Врановые: ворон, кукша, сойка, кедровка – тоже не упустят своего. Поэтому-то в дневное время зверёк так неохотно покидает надёжное дупло. Хотя иногда и приходится. Летом, когда кормящая детёнышей мамаша сама не успевает насытиться за короткую летнюю ночь, она проявляет активность и днём. В светлое время суток покидают гнездо и подросшие неопытные, а потому пока беспечные бельчата.

Ну, а почему летяга среди бела дня демонстрировала бесстрашие в непосредственной близости с Лалетинской дорогой, не особо реагируя на людей, проходивших мимо, и позволила фотографам подходить к себе практически вплотную? На это есть своё достаточно простое и логичное объяснение. Поведение, как в социуме, так и в живой природе, формируется на основе не только генетически заложенной программы, но и собственного индивидуального, полученного в процессе жизни опыта. Данный зверёк живет рядом с дорогой явно не первый день, и, поскольку люди не преследуют его, а проходят мимо, то, как реальная угроза, уже перестают восприниматься. А значит можно позволить подойти (или подпустить) поближе. Ну, а особо «продвинутые» стараются извлечь из этого ещё и практическую пользу. Зимой ночные температуры принципиально отличаются от дневных не в лучшую сторону, а законы круговорота и сохранения энергии никто не отменял, и ночному зверьку приходится вносить коррективы в циркадный ритм суточной активности. В мороз лучше не высовываться из гайно (беличьего гнезда) – больше потеряешь. К тому же днём в той зоне, где есть люди (а тем более их постоянный непрерывный поток) практически отсутствуют хищники – естественные враги летяг. Как не воспользоваться такой возможностью подкормиться, не особо тревожась и оглядываясь по сторонам! А так и себе хорошо, и людям.

Фото Светланы Бычек и Никиты Яблокова.


Надежда Гончарова, сотрудник отдела экопросвещения, Александр Хританков, внештатный научный сотрудник НП «Красноярские Столбы».
28 февраля 2023
По всем вопросам вы можете звонить и писать в дирекцию нацпарка.
660006, Россия, Красноярск, ул. Карьерная, 26а
Ассоциация заповедников и национальных парков Алтай-Саянского экорегиона
Росзаповедцентр РФ