Во Всероссийский день орнитолога, который отмечался в прошедшую субботу, 19 февраля, сотрудникам «Красноярских Столбах» посчастливилось наблюдать на кордоне Лалетино воробьиного сычика. Эта крошечная сова прилетела на кормушки, чтобы подкормиться, но не семечками, а мелкими грызунами и другими пернатыми.
Лалетинские ворота – центральный вход на территорию нацпарка – не только самое популярное место отдыха наших посетителей, но и традиционное место размещения кормушек и скопления множества птиц. В любое время года здесь можно встретить вертлявого поползня, дружных длиннохвостых синичек, энергичных пухляков и очень похожих на них московок, громкоголосых больших синиц, грозных дубоносов, ярких соек, алых и серых снегирей (см. фото). Конечно, летом пернатых здесь гораздо больше. Но именно сейчас, зимой, специалистам нацпарка удалось увидеть самую маленькую сову (вес самцов 55 г, самочек – 75 г, размер – с несколько раздутого снегиря).
Стоит отметить, что сов в принципе наблюдать непросто: днём они чаще затаиваются, полёт у них бесшумный, а манера поведения «не отсвечивай, целее будешь», что особенно актуально для такой крохи. Но даже таких крошечных сов не любят другие птицы. Вот и эта субботняя встреча с воробьиным сычиком стала возможна только из-за большого пёстрого дятла, орущего, как оглашенный на всю округу. Кричал он не просто так: пытался прогнать сычика со своей территории.
Известно, что совы активно охотятся на птиц в сумерках и ночью, когда те особенно беззащитны. Добывать мышей сычикам из-под снега непросто. Птиц возле кормушек скапливается немало, и сычики, как и прочие хищники, выполняют роль своеобразных санитаров леса: поедая больных и ослабленных птиц, они препятствуют развитию эпидемий.
В осенний период (от момента полегания побитой морозами травы до залегания снега), когда добывать мышей проще всего, сычики охотятся и днём, складируя запасы в дуплах. У самых удачливых охотников бывает до 80 тушек в кладовых. В течение зимы они постоянно наведываются к своей импровизированной «морозильной камере». Перед обедом, за неимением микроволновки, отогревают обед под брюшком. К началу весны склады пустеют. Интересно, что у сычиков дупла выполняют разную, но строго определенную функцию: кладовые, столовые, места для отдыха. Владельцами они бдительно охраняются.
Полёт сычика легкий и стремительный одновременно, хотя за раз он редко преодолевает расстояние более 30 м. Совсем скоро, в самом начале весны, у воробьиных сычиков начнётся период брачных песен, хотя парочки перекликаются и осенью, и зимой, чтобы не потерять друг друга из вида. Для роддома сычики обычно выбирают старые дуплянки дятлов, но порой занимают и скворечники. В кладке от 4 до 7 яиц, их вес – 9 граммов. Не такие уж и мелкие будущие дети! Самочка сидит в дупле очень плотно, известны случаи, когда она вылетала только тогда, когда срубленное дерево уже падало на землю. Молодые птенцы появляются почти через месяц, покрытые светлым, почти белым пухом. Второй наряд птенцов – тёмно-бурый, почти шоколадный. Пёстрыми они становятся лишь во взрослом возрасте, что достаточно редкое явление в мире птиц – обычно крапчаты подростки, еще не умеющие толком летать.
Воробьиный сычик (Glaucidium passerinum) занесён в Красную книгу Красноярского края, как редкий, слабоизученный вид, а также в Красные книги республик Хакасия, Саха (Якутия) и Алтай, Омской и Новосибирской областей, Алтайского края. Отстрел сов, в том числе и воробьиного сыча, запрещён охотничьим законодательством РФ. Вид внесён в Приложение II Конвенции СИТЕС.
Автор выражает признательность за предоставленную информацию о встрече с птицей госинспекторам Ивану Очкасу и Анатолию Красикову.
Фото Надежды Гончаровой, Анатолия Красикова.