Сегодня для "Красноярских Столбов" примечательный день: 106 лет назад, 24 сентября 1914 года, родилась Елена Александровна Крутовская.
Елена Александровна родилась и выросла в городе Красноярске. После окончания педагогического института она пришла работать в заповедник "Столбы". Елена Крутовская была первым зоологом заповедника, ею составлен первый список животных "Столбов". В 1961 году был официально признан созданный ею Живой уголок, на калитке появилась надпись: "Сюда принимаются попавшие в беду звери и птицы". Но, по существу, следовало бы добавить – и люди. Многие, многие заблудшие души нашли здесь приют и ласку.
Деревянный памятник Крутовской стоит на кордоне Лалетино, тот самый, который многие наши посетители ласково называют Матерью-природой. Безусловно, они близки к истине: светлый человек с большой душой, которая стала второй "мамой" для многих животных, попавших в беду.
19 сентября 1984 Крутовской не стало. Она оставила после себя множество рассказов, что воспитывают в человеке чувства доброты, любовь к нашим братьям меньшим.
В этом году нам удалось реализовать свою давнюю идею - переиздать «Дикси»: сборник тех самых рассказов Елены Александровны об обитателях Живого уголка.
Из введения к книге:
Читать нам всем теперь "некогда", но эти рассказы и не созданы для "чтения". Вернее, не только для чтения. Они созданы в первую очередь для общения и для того, чтобы почувствовать, как важно уметь наблюдать, замечать и понимать окружающий нас мир.
Без малого сорок лет, с начала шестидесятых и до двухтысячного года, поход в заповедник "Столбы" почти для всех был неразрывно связан с посещением "Живого уголка" в Нарыме. Того самого, который красноярцы метко прозвали "Приютом доброго доктора Ай-Болита". И не удивительно, ведь "постояльцами" "Уголка" становились лишь попавшие в беду звери и птицы: сироты-детеныши, подранки-жертвы браконьеров…
И был в том "Приюте" настоящий" добрый доктор" – Елена Александровна Крутовская. Лечила она не только животных, но и души людей, которые приходили в "Живой уголок".
А началось все в далеком 1949 году. Елене Александровне как зоологу "Столбов" знакомые приносили (благо она жила прямо в заповеднике) подобранных в лесу беспомощных зверей и птиц. Она мазала им ранки, бинтовала переломы и, как только появлялась возможность, выпускала обратно в тайгу. Но не всех. Только тех, кто мог выжить. А разве может в тайге выжить волк с перебитой капканом и отгрызенной в отчаянной схватке за жизнь лапой?
Все калеки и те бедолаги, что пожив у человека с младенчества, не имели шанса прокормить себя сами, оставались на пожизненный пансион в Нарыме. Муж Елены Александровны –Джемс Георгиевич Дулькейт, – будучи не только метеорологом заповедника, но и мастером на все руки, строил вольеры, друзья помогали с кормами. Проведывали своих "крестных" и те, кто принес подранков, и их друзья, и знакомые друзей…
Вскоре посетителей, да и подопечных "частной лечебницы" стало так много, что администрации «Столбов» стало неловко игнорировать наличие новой и весьма популярной у гостей заповедника "структуры". В 1961 году о создании "Живого уголка" было объявлено официально.
Приют быстро разрастался, пополнялся новыми постояльцами: орлы, канюки, совы, рыси, лисицы, косули, маралы…. В 1964 году, по настоянию дирекции, появился единственный купленный медведь Миха Тайгиш, будущая мегазвезда "Столбов".
Но красноярцев и гостей со всего Советского Союза в «Живой уголок» привлекали не только звери и птицы, но и ощущение добра и мудрости этого места. Елена Александровна не просто лечила и ухаживала за своими подопечными – она с ними дружила. Заботой, общением и строгой лаской приучала даже волков настолько, что гуляла с ними по «Столбам» без привязи.
Воспитывала она и… гостей. Не каждый входящий в "Уголок" понимал, почему нельзя пихать палки в клетку, стучать по сетке. Были и такие, кто, увидев лисицу или рысь, норовили "примерить их меха на себя" или показывали пальцем на "однокрылую уродину". И тогда Елена Александровна тихо, не на публику говорила им что-то такое, от чего хулиганы краснели, а "модницы" смущённо опускали глаза и после продолжали обход вольеров уже тихо, внимательно всматриваясь в мордочки сидящих там зверей и птиц.
Пообщаться с хозяйкой "Приюта доброго доктора Ай-Болита" было большой удачей. Стоило ей присесть на любимую лавочку, как вокруг собирались взрослые и дети, чтобы спросить, послушать и удивиться, как мало мы знаем про братьев наших меньших. А может, и знаем, но… оказывается, такие иногда злые эти познания.
А как только удавалась свободная минутка, Елена Александровна открывала тетрадку и записывала свои мысли. И мысли эти становились ненавязчиво поучительными рассказами. Вроде бы о питомцах "Живого уголка" но, конечно же, и о людях к ним приходящих. Тех самых, которых общение с миром живой природы делает пусть чуть-чуть, но лучше.
В 1984-м году Елены Александровны не стало. В 2000-м "Живой уголок" "переехал" поближе к Красноярску, став первоосновой парка флоры и фауны "Роев Ручей". А в 2013 на месте вольеров появились гостевые домики научно-познавательного комплекса "Нарым", где для школьников и студентов продолжается экологическое просвещение и воспитание.
Времена меняются, но остаются удивительные рассказы Елены Крутовской, хорошего, мудрого человека, которые и сегодня стоит пронести сквозь свое сердце, чтобы сберечь в нем частицы добра.
24.09.2020