В июльском номере журнала «Охота и охотничье хозяйство» вышла статья «Гибель кабарги от хищников в Северо-западной части Восточного Саяна», написанная Владимиром Кожечкиным – к.б.н., ведущим научным сотрудником национального парка «Красноярские Столбы», в соавторстве с д.б.н. Александром Шишикиным и к.б.н. Борисом Кельбешековым.
Владимир Кожечкин является старейшим сотрудником национального парка. 15 июля ему исполнилось 70 лет, более 40 из которых отдано работе на «Красноярских Столбах». Помимо научных исследований, Владимир Васильевич ведет плодотворную публицистическую деятельность. Его статьи регулярно размещаются на сайте национального парка, выходят в печатных изданиях регионального и федерального уровней. С журналом «Охота и охотничье хозяйство» Владимир Кожечкин сотрудничает четверть века, являясь одним из наиболее активных авторов в разделе «Наука». В прошлом году за успешную творческую деятельность он был награжден дипломом Совета Московского городского общества охотников и рыболовов и медалью И.С. Тургенева.
В очередной статье специалистов подробно описано влияние хищников на смертность и состояние численности кабарги на территории национального парка и сопредельных с ним участков. Вследствие мелких размеров, самый маленький безрогий олень уязвим для многих хищников. Наибольший урон кабарге звери наносят в суровые снежные зимы – около 49 % задавленных кабарог, то есть каждая четвертая зима отличалась повышенной экстремальностью, что весьма типично для нашего региона.
Как показывают наблюдения, высота снежного покрова более 60-75 см является критической для кабарги. Ограничиваются ее подвижность и кормодобывание, понижается жизнеспособность, повышается высокая доступность для хищников. Это оказывает благоприятное влияние на перезимовку и воспроизводство хищных животных – потребителей кабарги. Иная ситуация складывается в предвесенний период, когда рыси и волки начинают вязнуть в увлажненном снежном покрове и откочевывают в пониженные участки – стации сибирской косули, освободившиеся от снега. Часть хищников уходит за пределы территории нацпарка – на открытые юго-западные склоны Торгашинского хребта. Давление хищников на кабаргу в этот период ослабевает. В теплое время года лисица, соболь и кабарга уживаются на одной территории достаточно мирно. Основу питания хищников составляют мышевидные грызуны, зайцы, курообразные. Волки в этот период предпочитают сопредельные с парком лесостепные территории, покидают темнохвойную тайгу из-за обилия кровососущих насекомых.
В статье детально рассмотрена видовая специфичность охоты каждого хищника на кабаргу. Например, волки ведут поиск кабарог вдоль звериных троп по известным маршрутам, где нет древесных завалов. Рысь охотится на нее в течение всего года, находя жертву по слуху. Применяя момент внезапности, бросается на кабаргу сверху по склону, быстро развивая скорость и сокращая расстояние. Росомахе большая физическая выносливость позволяет в течение многих дней преследовать копытных, не давая им времени на корм и отдых, до обессиливания жертвы. Убежищами кабарги в подобных ситуациях являются только скалистые отстои и лесные завалы. Необходимо отметить, что в последние годы росомаха не регистрируется в составе крупных хищников национального парка.
Лисица, в годы депрессии мышевидных грызунов, нередко переключается на добычу кабарги. По данным фоторегистрации, хищник регулярно по тропам обходит в ночное время скальные обнажения в поисках кабарог. Чаще лисицы загоняют копытных в наносы снега в поймах ручьев, где они вязнут и погибают.
Изначально соболь, в силу малочисленности, до 1968 года не числился в списке естественных врагов копытных. С увеличением численности хищник стал все чаще нападать на новорожденных кабарог. Наиболее активно соболь охотится на кабаргу при глубоком снеге. Так, в чрезвычайно многоснежные холодные зимы 2009/2010 и 2020/2021 гг. на маршрутах встречены соответственно 16 и 15 кабарог, задавленных соболем.
В последние годы на «Красноярских Столбах» значительно возросла численность бродячих собак, до 50-60 особей. Поэтому случаи добычи ими кабарги по периферии национального парка, где она не успевает уйти на отстой или скрыться в лесных завалах, фиксируются регулярно. Нападения филина на кабаргу, обусловленные недостатком обычной пищи, крайне редки.
Таким образом, представленные данные показывают доминирующую роль рыси в смертности кабарги. Тогда как в питании волка кабарга не является главной добычей.При отсутствии и малочисленности крупных хищников и сочетании ряда факторов (продолжительная холодная зима) возрастает значение так называемых замещающих факторов. Судя по приведенному материалу, лисица и соболь могут причинять населению кабарги довольно заметный ущерб. При охоте на кабаргу хищники используют разные приемы добычи, включая коллективные формы, выработавшиеся в процессе длительных отношений по типу «хищник-жертва».
Напомним, по данным зимних маршрутных учетов 2022 года, численность кабарги в национальном парке «Красноярские Столбы» составляет около 400 особей.
С полным текстом статьи «Гибель кабарги от хищников в Северо-западной части Восточного Саяна» можно познакомиться здесь.
Фото Надежды Гончаровой и с фоторегистраторов.