В национальном парке «Красноярские Столбы» завершился второй этап «Школы EcoSkills», организованной Фондом В.И. Вернадского на базе научно-познавательного комплекса «Нарым» с 20 по 26 сентября. Школьники со всей России отправились домой, чтобы в своих регионах воплотить в жизнь собственные проекты, созданные ими во время экспедиции. Напомним, участниками Экошколы стали победители первого этапа проекта, дети из разных уголков нашей страны: Краснодарского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Московской, Свердловской, Сахалинской и Кемеровской областей.
Каждый день у ребят был наполнен новыми знаниями и новыми впечатлениями. Участники посетили научно-познавательный центр «Столбы» на Восточном входе, где узнали о видовом разнообразии флоры и фауны, альтернативных источниках получения энергии, происхождении и формировании горных пород Красноярского края. Побывали на территории скального района, где специалисты отдела экопросвещения провели теоретическое и практическое занятия с использованием таксационных приборов для исследования леса (высотомер, дальномер, мерная вилка,бурав возрастной, реласкоп-плотномер и др.).
Во время экскурсии по маршруту «Природа – великий скульптор» ребята увидели самые популярные скалы-легенды, благодаря которым на «Столбы» приезжают люди со всего мира, познакомились с известным любителем-скалолазом Андреем Дидухом. Насыщенной была программа экспедиции в плане обращения с отходами, подробно была изучена тема экологичного образа жизни, селективного сбора и вывоза твердых коммунальных отходов. Этим актуальным вопросам был посвящен большой круглый стол с красноярскими педагогами-экспертами, директором национального парка «Красноярские Столбы» Вячеславом Щербаковым и генеральным директором Фонда имени В.И. Вернадского Ольгой Пляминой.
Ребята вместе с наставниками побывали на полигоне «Серебристый» АО «Зелёный город». Это одно из немногих предприятий в России, где обеспечивается экологическая безопасность размещения отходов всего спектра I-III классов опасности. Заместитель начальника полигона Роман Крылышкин рассказал участникам проекта про то, как отходы собираются и транспортируются, а также как обезвреживаются на специализированных установках. Также подростки посетили цех, где утилизируют люминесцентные лампы, которые содержат ртутные компоненты. Очень полезной для участников оказалась встреча с руководителем Дивногорского завода полимерных изделий Анатолием Бекмурзаевым, который прочитал лекцию о современных методах переработки пластика, рассказал о технологическом процессе изготовления изделий из вторсырья.
Для школьников были организованы экскурсии по городу Красноярску, в зоопарк «Роев ручей», Фанпарк «Бобровый лог», где ребята, проехавшись на канатно-кресельной дороге, побывали на смотровой площадке, увидели скалы национального парка с другой стороны, насладились панорамными видами Красноярска и Енисея.
Гвоздём программы стала поездка в город Дивногорск, где подростки увидели одну из крупнейших в мире гидроэлектростанций (ГЭС) и вторую по мощности электростанцию России – Красноярскую ГЭС. Ребята посетили Дивногорский музей, узнали о влиянии электростанции на состояние окружающей среды и о том, в каких суровых климатических условиях её строили в течение 15 лет более чем полвека назад.
В последний день экспедиции участники этап «Школы EcoSkills» презентовали концепции своих проектов, а наставники и представители национального парка выступали в роли экспертной группы: каждый исполнял определенную роль: губернатора, представителя Минприроды, общественных и экологических организаций, администрации, СМИ, жителей города. Ребята показали свои творческие работы –видеоролики на свободную тему.
В завершение официальной части программы заместитель директора национального парка «Красноярские Столбы» Татьяна Юшкова вручила ребятам и их наставникам дипломы и сувениры. Финальным мероприятием школы стала традиционная встреча всех участников проекта у костра, ребята пели песни под гитару и написали друг другу трогательные послания на открытках с пейзажами «Красноярских Столбов».
Во время экспедиции ребятам удалось создать и даже начать реализацию собственных экологических проектов, таким образом, цель «Школы EcoSkills» – развитие у подростков знаний и навыков, необходимых для создания и воплощения собственных инновационных экологических проектов и программ по реализации целей устойчивого развития России – была достигнута.