За 7 лет работы экошколы «Столбы-погружение» в национальном парке ее слушателями стали тысячи школьников. Разных не только по возрасту и уровню знаний, но и способности воспринимать информацию. Внимательных и неусидчивых, слушающих и подремывающих, неспособных ни молчать, ни говорить «по делу» или неожиданно продвинутых в области экологии.
Как раз такие дети, замотивированные и «заряженные» на познание, побывали в национальном парке «Красноярские Столбы» на экошколе «Есть дело до лесного дела», поддержанной Благотворительным фондом «Красивые дети в красивом мире».
Игорь Ковач, главный специалист национального парка:
– Перед занятиями заранее продумываешь содержание и форму подачи материала: если дети ожидаются маленькие или гиперактивные, программу полезно упростить и слова подобрать попроще. А если «золотая серединка» – готовимся к разговору обстоятельному. Так получилось и с нашей очередной экошколой для почти 30 семиклашек из гимназии № 2. Пройдя осенью занятия по лесному делу, они вернулись весной, чтобы получить новую порцию экологических знаний. Вспоминая материал, активно включились в работу, к предложенному нашими сотрудниками быстрому ритму, азарту диспута, в ходе которого не только эффективнее впитываются экологические знания, но и рождаются настоящие эколидеры.
Так как подростки познакомились с основами лесной таксации во время прошлой экошколы, специалисты национального парка подготовили для них новую программу, с дальнейшим развитием пройденных тем. И дети по полной включились в экообразовательный марафон, испытывая явное удовольствие от возможности проявить полученные ранее знания. А педагоги от души делились с ними новыми – на будущее.
Затрагивая тему видового разнообразия тайги как главного условия ее устойчивости к внешним и внутренним неблагоприятным воздействиям, специалисты рассказали о неоднозначной, но по большей мере губительной роли лесных пожаров. О том, что именно лесные пожары формируют лесное разнообразие, однако только те из них, что происходят по естественным причинам, например из-за сухих гроз. На одном и том же месте это может произойти не чаще чем раз в несколько сотен лет. Большинство же пожаров возникают по вине человека, и, проходя из года в год одни и те же участки, они губительно обедняют лесную экосистему, вплоть до полного ее уничтожения.
Теоретическая часть сменились практикой, во время которой ученики повторили видовой состав лесных насаждений, вывели формулу леса, используя условные обозначения, а затем, по заданной формуле, построили макет собственного леса с помощью деревянных фигурок деревьев. Участники повторили основы следовой деятельности животных нацпарка, а также установили причинно-следственные связи между действиями человека и последующими событиями, которые в итоге оказали глобальное влияние на природу.
Именно под влиянием этой экошколы и тех положительных результатов, которые гимназисты получили, занимаясь вопросами экологии, они решили принять участие во всероссийском конкурсе экологических проектов. Поэтому вечером ребята были заняты рисованием плакатов, а во время экскурсии по маршруту «Природа – великий скульптор» не только повторили практические навыки по таксации леса, но и сняли видеоролик и даже провели небольшой флешмоб около символа «Красноярских Столбов» – скалы Перья.
Александра и Ксения Горбуновы, ученицы МАОУ «Гимназия № 2»:
– Нашему классу дважды выпала возможность побывать в экошколе по лесному делу. Интересные познавательные занятия, командные игры и конкурсы, столько ярких и незабываемых эмоций, а самое главное – знаний, которые обязательно пригодятся нам в жизни. Время пролетело незаметно, и нам очень не хотелось уезжать из нацпарка, так хорошо и комфортно всем здесь было. Мы даже смастерили книжку-оригами своими руками – отличный подарок для родителей.
Мария Суглобова, ученица МАОУ «Гимназия № 2»:
– Мне больше всего запомнилась беседа во время экскурсии по скальному району. Сотрудник национального парка Игорь Викторович учил нас, как вести себя в природе и что делать при встрече с медведем. Мы измеряли высоту и диаметр деревьев, с помощью бурава Пресслера по годичным кольцам определяли возраст и структуру растений, узнавали полноту, запас и бонитет насаждения на «пробной площади». А еще нам рассказали, каким образом образовались скалы «Столбов» и в чем их уникальность, по сравнению со скалами, расположенными на других особо охраняемых природных территориях.
Глеб Фокин, ученик МАОУ «Гимназия № 2»:
– В этот раз мы проживали в новой гостинице «Нарым», где отличные условия, удобные двухместные номера. Очень вкусная еда, чистый воздух, завораживающие виды природы и, конечно, увлекательные занятия. Мы отдохнули от своих телефонов и интернета, только познавали и общались, думали логически и работали в командах. Мы стали дружнее, сплочённые. Так что советую всем ребятам хоть раз побывать в экошколе на «Красноярских Столбах», вы точно не пожалеете!
Каждому участнику экошколы, по завершению программы, вручили сертификат и памятные подарки от национального парка.
Экошкола проведена в рамках гранта на ведение
эколого-просветительской деятельности и развитие экологического туризма,
предоставляемого в форме субсидий национальным паркам, расположенным на
территории Красноярского края.
Для справки:
Благотворительный фонд «Красивые дети в красивом мире» создан в 2013 году и реализует две благотворительные программы – «Красивые дети» и «Красивый мир». Задача первой – организационная и финансовая помощь в лечении детей с проблемами в челюстно-лицевой области. Программа «Красивый мир» направлена на сохранение природы России. Фонд финансирует самые разнообразные проекты в заповедниках и национальных парках. За прошедшие 8 лет реализовано множество проектов, направленных на сохранение бурых медведей, амурских тигров, зубров, северных лесных оленей, орланов-белохвостов, краснокнижных летучих мышей и других видов животных, находящихся под угрозой исчезновения. Фонд поддерживает восстановление уникальных широколиственных лесов, озёрных природных комплексов, содействует борьбе с браконьерством и экологическому просвещению. Сайт фонда – http://www.detipriroda.ru/.