В настоящий период большинство млекопитающих и птиц выводят свое потомство. Необычное место для своего выводка – полку с инструментами в сарае на кордоне национального парка – нашли горные трясогузки. В условиях нынешнего половодья это оказалось для птенцов наиболее безопасным и комфортным.
Весенний паводок на горных реках, являющимися естественными границами нацпарка «Красноярские Столбы» – Мана и Базаиха – был совсем небольшой. Но дождливая погода, обрушившаяся на территорию в самом начале фенологического и календарного лета, обеспечила летний паводок – редкое явление для нашей территории.
За полмесяца в нацпарке, по данным нашей метеостанции, уже выпало более 60 мм осадков. Это совпало с таянием снега в горах, и вода в Мане поднялась буквально за два дня почти на 1,5 метра. В воде оказалась не только ива, растущая по берегам, но и поляны с жарками и молодым сосняком, острова, поросшие папоротником. 9 июня по реке несло уже не только мусор, вымытый со стоянок, но и траву, ветки, бревна и взрослые деревья. Прохождение Маны на моторе было в эти дни затруднено: трава быстро загрязняла мотор, и его приходилось прочищать каждые десять минут. 10 июня уровень воды достиг максимальной отметки, и постепенно вода стала падать. 15 июня, после ночного дождя, вода прибыла, но ненамного. В данный момент вода темно-коричневого цвета, непрозрачная, абсолютно непригодная для питья и для ловли рыбы пернатыми обитателями «Красноярских Столбов». Крохалям и зимородкам сейчас непросто. В ручьях, впадающих в Ману, вода также достаточно мутная, пить ее можно, лишь пропустив через фильтр.
Непросто приходится и птичьим семьям. Как правило, горные трясогузки – обычный вид на «Столбах» – устраивают гнезда на берегу под дерном, на земле, среди камней и деревьев, в выворотнях. Гнездование и в лесных избушках не редкость, и горные трясогузки, устроившиеся недавно в сарае на кордоне, явно не ошиблись с выбором: после паводка на Мане их гнездо в другом месте могло бы и подтопить, а то и смыть подступающей водой.
Теплая и сухая полка в сарае, среди инструментов, сразу за уровнем надежно защищала не только от дождя, но и от сырости, и в целом оказалась очень уютным местом – сотрудники нацпарка заметили гнездо и старались лишний раз в постройке не задерживаться.
Чтобы покормить птенцов, птички присаживались на коробку, куда для съемки был установлен фотоаппарат – птиц он не смутил, они продолжали активно кормить птенчиков и чистить гнездо. Помет у птенцов – это светлый мешочек, который птички выносят подальше от гнезда, чтобы не выдать его расположение хищникам.
Птенцы на видео – уже подросшие, полностью покрытые детским пухом, зрячие и активно «пробуют крылья». Слететь они могут через день-два. Родители будут продолжать докармливать малышей, пока они не станут полностью самостоятельными. Окрепнув, эти птенцы с родителями полетят на зимовку в южную Азию.
Такие интересные данные получают научные сотрудники нацпарка для ведения длительных рядов наблюдений по фенологическим явлениям природы, которые насчитывают уже более 80 лет и публикуются в ежегодном сборнике Летописи природы.
В целом, на территории национального парка можно встретить пять видов птиц из подсемейства трясогузок: маскированная, горная, желтая, желтоголовая и белая. И если желтую и желтоголовую у нас можно встретить только на пролете, а белая чрезвычайно редка, то горная и маскированная – весьма многочисленны как на Мане, так и на центральных Столбах. Все эти виды предпочитают околоводные местообитания, где кормятся, собирая насекомых, которых могут ловить прямо в полете.
Самая элегантная и длиннохвостая из наших трясогузок – горная. Самец от самочки отличается по черному горлу, и самочка несколько бледнее. Вес этой пернатой красоты – не более 25 г.
Фото и видео Надежды Гончаровой, научного сотрудника нацпарка.
16.06.2020