Туристический маршрут «Красноярск – город гор и лесов» для школьников региона, в рамках международной программы «Классная страна», реализуемой совместно с «Больше, чем путешествие», завершился.
В краевую столицу 12-13 декабря приехали ребята из гг. Минусинска, Лесосибирска и п. Мана Партизанского района.
Два дня насыщенной программы, в которой были лекции, экологические занятия и походы по туристическим маршрутам «Красноярских Столбов».
После встречи на железнодорожном вокзале и автобусной экскурсии по городу дети приехали в национальный парк, где разместились в научно-познавательном центре «Нарым».
Выдача бандан, бейджей с символикой программы, игры на командообразование, торжественное открытие путешествия, входное тестирование – и началась образовательная программа по теме «Лесоведение и лесная таксация». Участники познакомились с основными понятиями и измерительными приборами таксатора.
На интерактивном макете «Лесные насаждения» школьники «сформировали» группы типов леса: хвойные, лиственные и смешанные насаждения – и типы: сосняк брусничник, ельник мертвопокровный, осинник крупнотравный и т.д. Им были продемонстрированы такие признаки, как ярусность насаждения, наличие подроста, подлеска, а также травянистой растительности, характерной для того или иного типа леса. То есть все то, что обеспечивает видовое многообразие как залог устойчивости экосистемы. По заданной формуле подростки определили формулу состава насаждения, сформировали таксационные выделы, смоделировали насаждения различной полноты, сомкнутости, ярусности, возрастного состава, продемонстрировали процесс восстановления коренной темнохвойной породы после вырубки или пожара через «пионерский» осиново-березовый этап.
Все эти знания, а также умения работать с таксационными приборами пригодились ребятам во время экспедиционного выхода на туристический маршрут «Природа – великий скульптор». На практикуме участники определили тип леса, видовой состав, состояние лесообразующих пород национального парка и провели инструментальные замеры насаждений. Познакомились с понятием «сукцессия» и узнали, в чем причина смены структуры лесного сообщества нацпарка и какова в этом роль дальневосточного короеда полиграфа уссурийского.
Во время экскурсии по Центральному скальному району школьники познакомились с историей создания заповедника «Столбы» в 1925 году, его преобразованием в национальный парк «Красноярские Столбы» в 2019 году, об уникальной красноярской народной субкультуре – столбизме – и о том, какую роль столбисты сыграли в создании и сохранении «Столбов». И, конечно, о том, как «Столбы» стали колыбелью развития в России и мире скалолазания и альпинизма. До сих пор красноярские спортсмены являются сильнейшими в этих видах спорта.
В продолжение этой темы для участников путешествия была организована встреча с В.В. Балезиным, советским и российским альпинистом и скалолазом, мастером спорта СССР международного класса по скалолазанию и альпинизму, инструктором первой категории, тренером высшей квалификационной категории сборной Красноярского края по альпинизму, регионального центра спортивной подготовки «Академия зимних видов спорта». Валерий Викторович привез на Восточный вход нацпарка и продемонстрировал детям снаряжение скалолазов и альпинистов, рассказал интересные случаи из своей жизни. А после беседы это снаряжение школьники смогли примерить на себя, близко рассмотреть и потрогать представленное оборудование.
В Гранитном карьере гиды нацпарка провели экскурсию. Дети прошлись по «Заповедной аллее Красноярского края», познакомились с особо охраняемыми природными территориями региона, со смотровой площадки увидели знаменитый скальный массив Такмак.
На экологическом занятии по геологии в научно-познавательном центре «Столбы» ребята узнали о том, как появились скалы «Красноярских Столбов» и научились сравнивать разные каменные породы: гранит, сиенит, мрамор, серпентини́т (змеевик), известняк и др.
Игорь Ковач, главный специалист национального парка «Красноярские Столбы»:
«Во время геологического урока участники сначала выдвинули свои версии возникновения скал национального парка «Красноярские Столбы», а потом подробно познакомились с тем, как эти геологические процессы происходили на протяжении сотен миллионов лет. Это знакомство иллюстрировалось образцами горных пород и интерактивным макетом, демонстрирующим четыре основных геологических этапа:
– формирование очага магмы под осадочными породами, устилающими дно древнего моря. Внедрение магмы в трещины известняков, песчаников и мергелей. Остывание и кристаллизация магмы с образованием сиенитовых интрузивных тел. Перекристаллизация контактной зоны известняков в мрамор;
– подъем континентальной плиты и начавшийся после ухода Сибирского моря процесс выветривания оказавшихся на поверхности осадочных пород. Растрескивание сиенитовых интрузий в результате остывания;
– формирование молодой (с резко выраженным рельефом) горной страны Палеосаян. Выход интрузивным сиенитовых тел на поверхность;
– сглаживание рельефа.Развитие процесса выветривания вышедших на поверхность сиенитовых останцев. Формирование знакомых нам скальных образов и ландшафтов».
Вечером во время полезной программы подростки сделали доброе дело: изготовили новогодние открытки для пенсионеров и инвалидов, которые проживают в красноярском Доме-интернате «Ботанический». А затем, разделившись на группы, трудились над собственными исследовательским проектами, защита которых состоялась на следующий день.
Завершилась программа на Каштаковском входе в национальный парк со стороны Фанпарка «Бобровый лог». Здесь участники узнали о климате и видах птиц национального парка, закрепили знания о почти вековой истории «Столбов» как природоохранного учреждения.
Итогом путешествия стали выходное тестирование, написание отзывов о путешествии и заполнение специальных Дневников эколога. Школьники, набравшие больше всех баллов, получили подарки от нацпарка.
Из Красноярска участники уехали с именными дипломами о прохождении программы «Красноярск – город гор и лесов» и сувенирами с символикой «Красноярских Столбов».
Отзывы:
Кирилл Распопин, учащийся 11 класса Лесосибирского кадетского корпуса:
«Я доволен поездкой. Мы ходили на экскурсии по Столбам, нам рассказали, кто основал заповедник, кто такие столбисты. В дальнейшем планирую приехать сюда с семьей, с младшими братьями и сестрами. Рассказать им и показать то, что сам сейчас узнал».
Степан Огурцов, учащийся 11 класса Лесосибирского кадетского корпуса:
«В домиках тепло, уютно. Образовательная программа очень интересная, много нового узнал о Красноярске, «Столбах», природе, людях…».
Евгений Атаманов, учащийся 11 класса Лесосибирского кадетского корпуса:
«Мне все понравилось, особенно экскурсия по «Столбам». Я нашел новых друзей и хорошо провел время».
Сергей Сметанин, учащийся 11 класса Лесосибирского кадетского корпуса:
«Мне понравилось, что программа была четко организована: все поездки, мероприятия, мастер-классы точно по расписанию».
Салават Альмаметов, офицер, воспитатель Лесосибирского кадетского корпуса:
«Дети остались довольны поездкой. Немного подвела погода, но она не помешала нашей программе и хорошему настроению. Хотелось бы сказать организаторам огромное спасибо. Все было на высшем уровне».
Анастасия Чернова, учащаяся 11 класса Манской школы, Партизанский район:
«Хочу отметить красивое место размещения. Любовались красотами из нашего номера. Интересно было слушать экспертов, многое узнала. Огромное спасибо сотрудникам национального парка за гостеприимство и программе Росмолодежи «Больше, чем путешествие» за организацию нашего путешествия».
Артем Цыкунов, учащийся 10 класса Манской школы, Партизанский район:
«Мне понравилась поездка «Красноярск – город гор и лесов». Крутая познавательная и туристическая программа! Спасибо за организацию маршрута «Больше, чем путешествие». Было классно».
Илья Плахотин, учащийся 9 класса Минусинской школы №7:
«На «Красноярских Столбах» я был первый раз, поэтому для меня это было незабываемо. Красивая природа, дружелюбная и спокойная атмосфера. Мне очень понравились научно-исследовательская работа и творческая деятельность – все, что мы делали вместе, коллективно».
Матвей Кобец, учащийся 9 класса Минусинской школы №3:
«Было интересно и познавательно, особенно понравилась экспедиция по «Красноярским Столбам».
Полина Огнева, учащаяся 9 класса Минусинской школы №3:
«Я очень рада, что поучаствовала в программе, которую сама разрабатывала год назад вместе с ребятами из других районов края. К сожалению, не все из нашего проекта попало в эту программу. Но все равно все было очень классно и весело».
Галина Хорошева, учитель географии Минусинской школы №3:
«Я являюсь одним из разработчиков данного маршрута. Самое главное в этом образовательно-туристическом туре то, что дети изучают родной край, свою страну не по учебникам, а непосредственно посещая самые уникальные уголки региона. Как говорится, пришли, увидели, попробовали. Спасибо за это специалистам национального парка, красноярской туристической компании «Азимут», программе Росмолодежи «Больше, чем путешествие», программе АСИ «Классная страна». У нас все получилось».
Для справки:
Образовательно-туристический проект «Красноярск – город гор и лесов» – победитель Всероссийской программы АСИ «Классная страна», направленной на интеграцию путешествий в учебный процесс. Реализуется совместно с программой «Больше, чем путешествие» от Росмолодежи.
#Красноярск-ГородГорИЛесов #молодежь24 #БольшеЧемПутешествие