Есть особая категория слушателей наших экологических занятий. Готовясь к встрече с ними, ты не ощущаешь даже намека на появление ощущения «неизбежного провала», ведь будешь сеять экологические знания на абсолютно «нетронутое, чистое поле».
Обычно наши занятия основываются хоть на какой-нибудь более-менее подготовленной экологической «почве знаний». Но в этом-то и есть своя «опасность»: наши постулаты нередко вступают в противоречие с устоявшимися и не всегда верными представлениями школьников, да, бывает, и взрослых, о природе, её законах, нашем взаимодействии с миром живого.
Ярким примером может послужить «контрольный вопрос»: «А что это такое, наша любимая экология?» И поверьте, большинство с радостью вспомнит что-то про загрязнение «земли-воды-воздуха». И ты, как «заповедный педагог», знаешь, от чего отталкиваться. Как из заблуждений и стереотипов выстроить основу истинных экознаний.
А когда перед тобой совсем малыши? Хорошо, если шесть лет, а если четыре-пять?! Стоят попарно за руки и внимательно смотрят на тебя, как на первую встретившуюся из обещанных им «заповедную достопримечательность».
Именно такие обучающие уроки сотрудники отдела экологического просвещения провели в научно-познавательном центре «Столбы» на Восточном входе в национальный парк. В течение недели более 130 малышей из красноярского детского сада № 255 не только сами сделали первые шаги и просветились в вопросах экологии, но и научили нас новым методам и формам экопросвета.
А ведь это огромная ответственность! Потому что дошколята впитывают каждое твоё слово, свято верят во всё, что ты говоришь, и, если и не запоминают многого, то всё равно «записывают» информацию на своё ещё не перегруженное подсознание. Поэтому никакие «животные и птицы», «растения и деревья», «экология – это грязный воздух», «экосистема – банковская программа» и прочие эколяпы в речи недопустимы.
Помимо лекции, построенной в форме живого общения, для детей были организованы экскурсия по Гранитному карьеру и знакомство с познавательными локациями центра, которые демонстрируют самые разные, достаточно серьезные темы изучения природы: дендрологию, энтомологию, орнитологию, геологию и другие. Малыши узнали, как появились скалы, послушали голоса птиц, потрогали образцы лесообразующих пород нацпарка, внимательно рассмотрели их семена, изучили виды обитателей заповедного леса.
Жанна Писаренко, педагог МБДОУ № 255, г. Красноярск:
– Детям очень понравилась интерактивная выставка о флоре и фауне нашего края. Наш экскурсоводы Игорь Викторович и Екатерина Петровна рассказывали много интересных фактов об истории возникновения национального парка, о жизни животных, видах растений. Информацию специалисты излагали увлекательно, доступным для малышей языком, так что интерес наших воспитанников не пропадал на протяжении всей экскурсии. Дети не только были зрителями, но активными участниками процесса. Большое спасибо организаторам экологических занятий, обязательно придём к вам и после долгих летних каникул.
Всего за 5 месяцев 2022 года на занятиях в Гранитном карьере побывало более пятисот школьников и детей дошкольного возраста. Столько же ребят (503) стали участниками наших 20-ти экошкол в Нарыме, в том числе 58 детей с ограниченными возможностями здоровья.